Определение ВС РФ от 27.12.1991 №



В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Дело № 74-Ш-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В. П., судей Горохова Б. А., Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании 8 февраля 2002 г. по кассационной жалобе Администрации Президента Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2001 г. дело по заявлению проку­ рора Республики Саха (Якутия) о признании Указа Президента РС (Я) от 28 мая 2001 г. № 1423 «О преобразовании Департамента начального и среднего профессионального образования Министерства образования РС (Я) в Государ­ ственное учреждение «Учебно - производственное и научно - методическое объединение «Сахапрофтех» не соответствующим федеральному законода­ тельству, недействующим и подлежащим применению.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохо­ ва Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федера­ ции Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судеб­ ная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации УСТАНОВИЛА :

Президентом Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2001 г. издан Указ № 1423 «О преобразовании Департамента начального и среднего Профессио­ нального образования Министерства образования РС (Я) в Государственное учреждение» Учебное производственное и научно -методическое объедине­ ние «Сахапрофтех», учредителем данного объединения определено Правитель­ ство РС(Я). Данным Указом генеральным директором, вновь созданного учре­ ждения назначен Протопопов Е.Е., с освобождением его от обязанности дирек- тора Департамента начального и среднего профессионального образования Министерства образования РС (Я).

И.о. прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании Указа Президента РС (Я) от 28 мая 2001 г. № 1423 «О преобразовании Департамента начального и сред­ него профессионального образования Министерства образования РС (Я) в Го­ сударственное учреждение «Учебно - производственное и научно - методиче­ ское объединение «Сахапрофтех» не соответствующим федеральному законо­ дательству, недействующим и подлежащим применению, указав, что данный Указ противоречит положениям действующего федерального законодательст­ ва, издан без учета приоритетного права на решение данного вопроса феде­ ральными органами власти и в нарушение ст. ст. 58, 70 Конституции (Основно­ го Закона) Республики Саха (Якутия).

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2001 г. от 10 апреля 2000 г. заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационной жалобе Администрации Президента Республики Саха (Якутия)поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии с п. «е» ст. 72 Конституции Российской Федерации об­ щие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Феде­ рации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 статье 72 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответ­ ствии с ними законным ныне нормативные акты субъектов Российской Феде­ рации.

Верховным Советом РСФСР от 27 декабря 1991 г. принято Постановле­ ние № 3020 - 1 , об установлении порядка разграничения государственной соб­ ственности на федеральную, субъектов Российской Федерации и муниципаль­ ную. Согласно Приложения 2, данного постановления учреждения народного образования, средние специальные и профессиональные учебные заведения от­ носятся к объектам федеральной собственности.

В соответствии с ч. 2 п. 1 данного Постановления объекты госу­ дарственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Поста­ новлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, и от ведомст­ венной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности.

Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную соб­ ственность республик в составе Российской Федерации. Независимо от переда­ чи этих объектов в собственность административно -территориальных на­ ционально - государственных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Приложения 3 к Постановлению ВС РСФСР от 27.12.1991 г. № 3020 - 1 учреждения и объекты народного образования, находящиеся в ве­ дении органов государственной власти и управления республик в составе Рос­ сийской Федерации - отнесены к объектам муниципальной собственности.

Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации предусмотрено Положением об определении пообъектного состава федераль­ ной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 144-рп. Комитет по управлению муниципаль­ ным имуществом разрабатывает специальный перечень, который утверждается Советом народных депутатов и передается в Комитет по управлению имущест­ вом республики, которое готовит решение Верховного Совета Республики о передаче.

Суд правильно указал в решении на то, что в настоящее время передача объектов федеральной собственности в соответствии с Федеральным законом «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизации» производится только по согла­ шению федерального органа исполнительной власти с соответствующими ис­ полнительными органами государственной власти субъекта Российской Феде­ рации с учетом мнения трудового коллектива данного образовательного учре­ ждения и в порядке, установленном Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и по­ рядке оформления прав собственности, в соответствии с которым список пере­ даваемых объектов утверждается Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении дела было установлено, что Правительством РФ объ­ екты народного образования Правительству РС (Я) не передавались. Особый режим их использования Правительством РС (Я) соглашениями, заключениями с правительством РФ (от 28.06.1995 г. № 6) и Министерством образования РФ (от 9.12.2000 г) не был установлен.

Суд правильно применил п.п. 3,6,7 ст. 29 Федерального закона «Об обра­ зовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 - 1, в соответствии с которыми в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся определе­ ние особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансиро­ вания образовательных учреждений;

формирование государственных органов управления образованием и ру­ ководство ими, назначение руководителей этих органов ( по соглашению с фе­ деральными органами управления образования).

При преобразовании Департамента НиС ПТО МО РС (Я) в Госучрежде­ ние «УП и НМО» «Сахапрофтех» не было согласования с Министерством об­ разования РФ и Министерством образования РС (Я).

Вывод суда о том, что Президент РС (Я) не обладает правом реорганизо­ вать Департамент НиСПО и утвердить на его базе Госучреждение «УП и НМО «Сахапрофтех», определив учредителем данного учреждения Правительство РС (Я), так как Правительство РС (Я) не является собственником имущества, закрепленного за Департаментом, является правильным. Указ от 28 мая 2001 г.

№ 1423 издан Президентом РС (Я) в нарушении п. «е», части 1 статьи 72, час­ тей 2,5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в противоречие с пунк­ тами 3,6,7 ст. 29, п. 4 ст. 30 Федерального закона «Об образовании», Постанов­ лением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 г. № 3020 - 1, Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муници­ пальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержден­ ным распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 г. № 114-рп.), ст. ст. 58,70 Конституции (Основного Закона ) РС (Я), приложениями № 1 и 2 Постановле­ ния Правительства РС (Я) от 14.04.1998 г. № 140 «Вопросы Министерства об­ разования РС (Я) и Департамента начального и среднего профессионального образования».

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда пер­ вой инстанции и правильно признаны необоснованными.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная колле­ гия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2001 г. оста­ вить без изменения, кассационную жалобу Администрации Президента Рес­ публики Саха (Якутия) - без удовлетворения Председательствующий (^утрО^-^^/ Судьи ,рна:

Ответе . . . л и секретарь Верховного Суда РФ

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции