Определение ВС РФ № 59«Опорядкеисчисленияи



ГКПИ2001-1817 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации " 27" декабря 20$ Верховный Суд РФ в составе председательствующего судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.

при секретаре Кузнецовой Е.Ю.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

и адвоката Иорданской Е.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Гинзбурга Игоря Изольдовича о признании незаконным п.51 Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 г. № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (в редакции приказа МНС РФ от 20 октября 2000 г.),

установил:

Гинзбург И.И. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Инструкции не соответствует требованиям ст.ст.З, 17 и 55 Налогового кодекса РФ и нарушает охраняемые законом его права.

г 2 В судебном заседании представитель заявителя адвокат Иордан­ ская Е.О. жалобу поддержала.

Представители заинтересованных лиц: МНС РФ Кулагин А.Б. и Дятлова Е.В., Минюста РФ - Ермакова Л.А. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что положения ст.55 Налогового кодекса РФ, на которую указывает в жа­ лобе заявитель, не распространяются на правоотношения, связанные с уплатой налога в дорожные фонды.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересован­ ных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовле­ творении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации на­ ходит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, несоответст­ вующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охра­ няемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как установлено судом, во исполнение Закона РФ «О дорожных фондах в РФ» от 18 октября 1991 г. (с последующими изменениями) Министерством РФ по налогам и сборам 4 апреля 2000 г. была принята «Инструкция о порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» № 59 (далее Инструкция), пунктом 51 которой преду­ сматривается, что если транспортные средства приобретены налогопла­ тельщиком во втором полугодии, то налог уплачивается в половинном размере, независимо от того, уплатил ли налог за эти транспортные средства их прежний владелец.

По утверждению представителей заинтересованных лиц, данный пункт Инструкции требованиям действующего законодательства РФ, в том числе и пункту 5 ст.55 Налогового кодекса РФ, не противоречит и охраняемых законом прав заявителей не нарушает. Законом РФ «О до­ рожных фондах в РФ» установлен налог с владельцев транспортных средств.

Данный налог имеет иной объект налогообложения, чем преду­ смотрен пунктом 5 ст.55 Налогового кодекса РФ, а поэтому ссылка зая­ вителя на данную норму закона является необоснованной.

Эти утверждения представителей заинтересованных лиц материа­ лами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и как самим заявителем, так и его представи­ телем.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ка­ ких-либо правовых оснований для признания незаконным пункта 51 Инструкции не имеется.

Довод заявителя о том, что оспариваемый пункт Инструкции не соответствует требованиям п.5 ст.55 Налогового кодекса РФ, не может 3 быть принят во внимание, поскольку данная норма Кодекса регулирует порядок определения налогового период для исчисления налогов, объ­ ектом обложения которыми является имущество, находящееся в собст­ венности.

Согласно пунктам 1 и 2 ст.6 закона РФ «О дорожных фондах в РФ» владельцы транспортных средств ежегодно уплачивают налог в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Названный закон предусматривает также уплату налога гражда­ нами в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности периода времени, в течение которого лицо владело транспортными средствами.

Из сказанного следует, что возникновение обязанности по уплате налога с владельцев транспортных средств, у юридических и физических лиц в каждом конкретном году связано с наличием факта владения юридическим и физическим лицами транспортными средствами в дан­ ном году.

Таким образом, юридические и физические лица, приобретшие в течение года транспортные средства и владевшие указанными средства­ ми, являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств и обязаны уплатить данный налог за указанный год.

Данный налог надлежит уплате физическими и юридическими ли­ цами в размере, исчисляемом в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, находящегося во владении юридического или физического лица, по ставкам, установленным названным выше Зако­ ном, не предусматривающим возможность их уменьшения в зависимо­ сти от продолжительности периода времени, в течение которого пла­ тельщик налога фактически владел транспортным средством.

В соответствии с п.1 ст.38 Налогового кодекса РФ объектами на­ логообложения могут являться имущество, прибыль, доходы, стоимость реализованных товаров либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с нали­ чием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сбо­ рах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Из этого следует, что каждый налог имеет самостоятельный объ­ ект налогообложения.

Так, законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» уста­ новлено, что объектами обложения налогами на имущество являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также дру­ гое указанное в названном Законе имущество.

Согласно закону РФ «О дорожных фондах в РФ» объектом нало­ гообложения с владельцев транспортных средств является мощность двигателя транспортного средства, характеризующаяся определенным количеством лошадиных сил.

4 Следовательно, если по имущество, являющемуся объектом нало­ гообложения, налог исчисляется исходя из стоимости этого имущества, то налог с владельцев транспортных средств в рассматриваемом случае исчисляется в зависимости от мощности двигателя, а не от стоимости транспортного средства.

С учетом этого положения ч.5 ст.55 налогового кодекса РФ не мо­ гут распространяться на правоотношения, связанные с уплатой налога владельцами транспортных средств, поскольку объектом обложения на­ логом владельцев транспортных средств является иное экономическое основание, а не имущество как таковое.

В этой связи не могут быть признаны состоятельными и ссылки заявителя в обоснование своего требования на положения ст.ст.З и 17 Налогового кодекса РФ.

Учитывая, что оспариваемый пункт Инструкции не противоречит действующему законодательству РФ и не нарушает права и свободы граждан, в том числе и заявителя, жалоба не подлежит удовлетворению.

При этом суд учитывает также и то обстоятельство, что ранее дей­ ствовавшая Инструкция от 15 мая 1995 г. № 30 по этому же вопросу со­ держала аналогичный оспариваемому по настоящему делу пункт (пункт 39), который был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 12 августа 1999 г. в признании его незаконным также отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

жалобу Гинзбурга Игоря Изольдовича о признании незаконным пункта 51 Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 г. № 59 «О порядке ис­ числения и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (в редак­ ции приказа МНС РФ от 20 октября 2000 г.) оставить без удовлетворе­ ния.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Судья Верховного Суда РФ Ю.Д.Редченко нк КОПИЯ ВЕРНА:

/^^С^-2*2%к^г/?

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции