Определение ВС РФ от 01.06.2001 №



Дело № 93-Г01-29

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В. П., судей Горохова Б. А., Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 23 ноября 2001 г. по кассационной жалобе Избирательной комиссии Магаданской области и по кассационному протесту прокурора на решение Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 года дело по жалобе Даричевой Валентины Николаевны о признании недействи­ тельными результатов выборов депутата Магаданской областной Думы по из­ бирательному округу № 6 и об отмене решения окружной избирательной ко­ миссии № 6 от 21 мая 2001 года о результатах выборов по этому округу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохо­ ва Б.А., объяснения представителя Избирательной комиссии Магаданской об­ ласти Соколовой Т.П. (доверенность от 1.06.2001г.) и заявительницы Дариче­ вой В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Феде­ рации Федотовой А.В., не поддержавшей кассационный протест и полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским де­ лам Верховного Суда Российской Федерации

УСТАНОВИЛА:

20 мая 2001 года состоялись выборы депутатов Магаданской областной Думы третьего созыва.

Решением окружной избирательной комиссии по шестому избирательно­ му округу от 21 мая 2001 года был утверждён протокол по итогам голосования по одномандатному избирательному округу № 6, в соответствии с которым за кандидата в депутаты Магаданской областной Думы Борисову Нину Васильев­ ну подано 794 голоса избирателей, за кандидата в депутаты Малютину Т.Г. - 605 голосов избирателей, за Даричеву В.Н. - 508 голосов избирателей, за Шемчишина И.И. - 166 голосов, за Якименко А.В. - 122 голоса, за Ханжина Г.Л. 97 голосов, против всех кандидатов - 452 голоса.

На основании этого протокола окружной избирательной комиссией 21 мая 2001 г. было вынесено решение о признании Борисовой Н.В. избранной депутатом Магаданской областной Думы.

Постановлением Избирательной комиссии Магаданской области от 24 мая 2001 г. № 77 / 321 выборы депутатов Магаданской областной Думы третьего созыва, включая избирательный округ № 6, были признаны состояв­ шимися и действительными.

Даричева В.Н. обратилась в суд с жалобой на бездействие Избирательной комиссии Магаданской области, с заявлением о признании недействительными результатов голосования в связи с нарушениями норм закона Магаданской об­ ласти «О выборах депутатов Магаданской областной Думы», об отмене реше­ ния избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному округу № 6, ссылаясь на неравное положение при освещении избирательной компа­ нии в средствах массовой информации.

Даричева В.Н. ссылалась на нарушения правил составления списков из­ бирателей, на нарушения при формировании избирательных округов; на нару­ шения, допущенные в информационных материалах в день выборов; на зло­ употребления в средствах массовой информации, в которых были распростра­ нены клеветнические сведения о ней среди избирателей округа № 6; и на на­ рушения, допущенные при проведении голосования, при подведении итогов голосования и определении результатов выборов.

При рассмотрении дела в суде Даричева В.Н. уточнила свои требования:

она просила признать результаты выборов депутата Магаданской областной Думы по избирательному округу № 6 недействительными и отменить решение окружной избирательной комиссии по этому округу от 21 мая 2001 года о ре­ зультатах выборов по округу, ссылаясь на то, что в ходе подготовки и проведе­ ния выборов были допущены нарушения избирательного законодательства, ко­ торые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявле­ ния избирателей.

Заявительница ссылалась на то, что кандидат Борисова Н.В., являясь ге­ неральным директором телевизионной компании «ТВ-Колыма», формально сложила с себя должностные обязанности, но фактически продолжала испол­ нять обязанности журналиста и руководителя средства массовой информации;

использовала преимущества своего служебного положения, установив расцен­ ки на телевизионные услуги, отличные от тех, которые указывала 20 марта 2001 года при подаче заявления в окружную избирательную комиссию об уча­ стии «ТВ-Колыма» в освещении избирательной кампании; ввела посекундную оплату эфирного времени; изготавливала рекламные ролики за счет средств те­ лекомпании «ТВ-Колыма»; использованное ею эфирное время не оплачено в установленные законом сроки и не в полном объеме; эфирное время было пре­ доставлено Борисовой Н.В. в «ТВ-Колыма» в неограниченном количестве;

снималась и выходила в эфир в программах телекомпании «ТВ-Колыма» «Только что» и «Вы нам писали», которые носили характер агитационной на­ правленности, но оплачены Борисовой Н.В. не были; в период предвыборной кампании Борисова Н.В. исполняла свои обязанности журналиста и брала ин­ тервью у лидера КПРФ Зюганова Г.А. во время его приезда в г. Магадан; брала интервью у избирателей этого округа с последующей демонстрацией в про­ граммах «ТВ-Колыма», использовала видеосюжеты «ТВ-Колыма» в агитаци­ онном материале; приобрела тираж газеты «Деловой мир Колымы» от 17.05.2001 г., распространявший агитационные материалы среди избирателей;

заключила договор аренды с «ТВ-Колыма», директором которого она является, по заниженным тарифам. Допускала нарушение сроков оплаты за показ видео­ роликов.

Данные нарушения, допущенные Борисовой Н.В., как и развёрнутая в средствах массовой информации кампания по дискредитации заявительницы, не были пресечены окружной избирательной комиссией. Окружной избира­ тельной комиссией было нарушено законодательство Магаданской области о выборах при составлении списков избирателей и при определении результатов выборов.

Решением Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 г. заявле­ ние Даричевой В.Н. было удовлетворено.

В кассационной жалобе Избирательной комиссии Магаданской области и в кассационном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции было с достоверностью установлено, что кандидат в депутаты Магаданской областной Думы Борисова Н.В., являясь депутатом Магаданской городской Думы и генеральным дирек­ тором ОАО «ТВ-Колыма», при проведении предвыборной агитации допустила ряд существенных нарушений федерального и областного законодательства о выборах, которые, как правильно указал в решении суд, являются достаточным основанием для признания выборов недействительными.

Обстоятельства дела подробно и правильно установлены при рассмотре­ нии дела и отражены в решении суда; в кассационной жалобе и в кассационном протесте эти обстоятельства фактически не оспариваются.

Доводы кассационной жалобы и кассационного протеста о нарушении судом норм материального права, поскольку судом не установлены обстоятель­ ства, ставящие под сомнение достоверность волеизъявления избирателей, обос­ нованными быть признаны не могут.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 19 сентября 1997 годаИ 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ ферендуме граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ) недопустимы злоупотребления правом на проведение агитации:

1. Избирательные комиссии, комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, аги­ тации при проведении референдума.

2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления сво­ бодой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостно­ сти государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.

3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организа­ циям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные ма­ териальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (де­ журство на избирательных участках, участках референдума, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществ­ лявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосо­ вания, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, мате­ риалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, а также предоставлять услуги безвоз­ мездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избира­ тельные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по прове­ дению референдума и их уполномоченные представители и иные лица и орга­ низации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а так­ же предоставления услуг иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объ­ единения, избирательные блоки, выдвинувшие или зарегистрировавшие списки кандидатов и (или) отдельных кандидатов либо входящие в состав избиратель­ ных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, доверенные лица и уполномоченные представители избирательных объедине­ ний, избирательных блоков, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также организации, учредителями, собственниками, владель­ цами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, в ходе избиратель­ ной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотвори­ тельной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обра­ щаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказа­ нии материальной и финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума и организациям, расположенным на территории избирательного округа, территории проведения референдума. Физическим и юридическим ли­ цам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объ­ единений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению рефе­ рендума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.

5. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зареги­ стрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных бло­ ков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объе­ динений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных канди­ датов, членов и уполномоченных представителей инициативных групп по про­ ведению референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указан­ ные лица и организации, в ходе избирательной кампании, при проведении ре­ ферендума осуществляются на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 39 и пунктом 3 статьи 41 настоящего Федерального закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

6. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляю­ щих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, и редакции периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, участвуя в избиратель­ ных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) инфор­ мации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодиче­ ские печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъясне­ ние в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания сро­ ка предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, и в периодических печатных изданиях, ука­ занных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, которые обна­ родовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, дос­ тоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может яв­ ляться основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих телеи (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Рос­ сийской Федерации.

7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избира­ тельным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи из­ бирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, ука­ занные в пункте 4 статьи 63 настоящего Федерального закона, вправе обра­ титься в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кан­ дидатов). В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избиратель­ ным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по прове­ дению референдума установленных статьями 37 - 45 настоящего Федерального закона иных правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопро­ сам референдума избирательная комиссия, комиссия референдума своим реше­ нием выносит предупреждение зарегистрированному кандидату, избиратель­ ному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведе­ нию референдума либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом избирательная комиссия вправе также отменить реше­ ние о регистрации кандидата (списка кандидатов). Соответствующее решение избирательной комиссии передается в средства массовой информации.

8. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресе­ чению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготов­ ления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитаци­ онных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных ма­ териалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соот­ ветствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и о принятых мерах.

9. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установ­ ленных настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным за­ коном, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации правил проведения агитации соответствующая избирательная комиссия, ко­ миссия референдума вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, ис­ полнительные органы государственной власти, осуществляющие государст­ венную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении орга- низации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодиче­ ского печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Статья 63 данного Федерального закона устанавливает порядок обжало­ вания решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации: в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными конститу­ ционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Рос­ сийской Федерации, суд может отменить решение соответствующей избира­ тельной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования или о резуль­ татах выборов, референдума или иное решение избирательной комиссии, ко­ миссии референдума (часть 5).

Статья 64 Закона предусматривает санкции за нарушения избирательного законодательства:

1. Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (ан­ нулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в слу­ чае: нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов (списков кан­ дидатов);

нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании;

использования кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или слу­ жебного положения в целях избрания;

установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательны­ ми объединениями, избирательными блоками, иными организациями, дейст­ вующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов);

по иным основаниям, установленным настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если после установления соответствующей избирательной ко­ миссией итогов голосования или определения результатов выборов суд устано­ вит, что нарушения, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления из­ бирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах го­ лосования, о результатах выборов.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном уча­ стке, территории, в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, поряд­ ка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений из- бирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Суд соответствующего уровня, окружная избирательная комиссия, изби­ рательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избиратель­ ная комиссия Российской Федерации может отменить решение участковой, территориальной, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также комиссии референдума субъекта Рос­ сийской Федерации, комиссии местного референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований, рег­ ламентирующими проведение соответствующих выборов, референдума.

В соответствии с п. 5 ст. 38 закона Магаданской области «О выборах де­ путатов Магаданской областной Думы» должностным лицам, журналистам и творческим работникам организаций, осуществляющих телерадиовещание, и редакций средств массовой информации , либо доверенным лицам зарегистри­ рованных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, либо уполномоченными представителями объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, запрещается участвовать в освещении избиратель­ ной кампании через средства массовой информации.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гарантируется равные условия доступа к средствам массовой информации, однако, это равенство доступа к средствам массовой информации было нарушено. При проведении предвыборной агитации в избирательном округе № 6 равные для всех кандидатов условия доступа к средствам массовой информации обеспечены не были.

Суд установил, что кандидат в депутаты Борисова Н.В., являясь гене­ ральным директором телевизионной компании «ТВ-Колыма», формально сло­ жила с себя должностные обязанности, но фактически продолжала исполнять обязанности журналиста и руководителя средства массовой информации; ис­ пользовала преимущества своего служебного положения, установив расценки на телевизионные услуги, отличные от тех, которые указывала 20 марта 2001 года при подаче заявления в окружную избирательную комиссию об участии «ТВ-Колыма» в освещении избирательной кампании; ввела посекундную опла­ ту эфирного времени; изготавливала рекламные ролики за счет средств теле­ компании «ТВ-Колыма»; использованное ею эфирное время не оплачено в ус­ тановленные законом сроки и не в полном объеме; эфирное время было пре­ доставлено Борисовой Н.В. в «ТВ-Колыма» в неограниченном количестве; она снималась и выходила в эфир в программах телекомпании «ТВ-Колыма» «Только что» и «Вы нам писали», которые носили характер агитационной на­ правленности, но оплачены Борисовой Н.В. не были; в период предвыборной кампании Борисова Н.В. исполняла свои обязанности журналиста и брала ин­ тервью у лидера КПРФ Зюганова Г.А. во время его приезда в г. Магадан; брала интервью у избирателей этого округа с последующей демонстрацией в про­ граммах «ТВ-Колыма», использовала видеосюжеты «ТВ-Колыма» в агитаци­ онном материале; приобрела тираж газеты «Деловой мир Колымы» от 17.05.2001 г., распространявший агитационные материалы среди избирателей;

заключила договор аренды с «ТВ-Колыма», директором которого она является, по заниженным тарифам; допускала нарушение сроков оплаты за показ видео­ роликов.

Судом также установлено, что имели место нарушения правил составле­ ния списков избирателей, нарушения при формировании избирательных окру­ гов; нарушения, допущенные в информационных материалах в день выборов;

злоупотребления в средствах массовой информации, в которых были распро­ странены клеветнические сведения о Даричевой В.Н. среди избирателей окру­ га № 6; нарушения, при проведении голосования, при подведении итогов голо­ сования и определении результатов выборов.

Эти нарушения избирательного законодательства судом правильно оце­ нены как существенные и не позволяющие с достоверностью определить ре­ зультат волеизъявления избирателей.

В соответствии с п. 2 ст. 14 закона Магаданской области «О выборах де­ путатов Магаданской областной Думы» образование избирательных округов производится по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанав­ ливается законом области, вступившим в силу до дня официального опублико­ вания (публикации) решения о назначении выборов.

По постановлению Магаданской областной Думы от 15.03.2001 года № 597 «О схеме образования избирательных округов по выборам депутатов Ма­ гаданской областной Думы» утверждена схема образования избирательных ок­ ругов, в соответствии с вводной частью которой определена средняя норма из­ бирателей на один округ в количестве 8 627 человек, при допустимом отклоне­ нии от средней нормы в 10 % - от 7 764 до 9 490 человек. По избирательному округу № 6 этим постановлением установлена численность избирателей в 7 765 человек.

Данным же постановлением Магаданской областной Думы два дома № 59 и № 61 по ул. Пролетарской в г. Магадане из округа № 6 были переданы в округ № 4, в связи с чем фактически была уменьшена численность избирателей по округу № 6 на 246 избирателей. Однако, корректировка численности изби­ рателей Магаданской областной Думой не производилась.

Согласно стенограмме заседания Магаданской областной Думы, до пере­ дачи домов в округе № 6 было 7 720 избирателей, что ниже предельно допус- тимой нормы отклонения, установленной на основании вышеприведенного по­ становления Магаданской областной Думы.

Согласно протоколу окружной избирательной комиссии о результатах выборов число избирателей, внесенных в списки, составляло 7 676 человек.

Разница от допустимой нормы отклонения составляет 88 человек, а без учета воинской части 96 454 (165 человек), которая не должна была голосовать по данному округу, фактическая численность избирателей была меньше предель­ но допустимой нормы на 253 избирателя.

В соответствии с п. 1 ст. 11 закона Магаданской области «О выборах де­ путатов Магаданской областной Думы» списки избирателей составляются ок­ ружной избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному уча­ стку по форме, установленной Избирательной комиссией Магаданской области не позднее, чем за 40 дней до дня голосования на основании сведений об изби­ рателях, представляемых главой муниципального образования, а также руко­ водителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают, команди­ ром воинской части.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что списки избирателей окружной избирательной комиссией не составлялись, не были подписаны в ус­ тановленном порядке и не заверялись печатью окружной избирательной ко­ миссии, как это требует п. 3 статьи 11 областного закона.

Второй экземпляр списков избирателей в нарушение п. 4 ст. 11 областно­ го закона не составлялся, в окружной избирательной комиссии отсутствовал, в связи с чем установить, по каким спискам проходило досрочное голосование избирателей округа № 6 в окружной комиссии невозможно.

В соответствии с п. 6 той же ст. 11 указанного закона первый экземпляр списка избирателей должен быть передан по акту в соответствующую участко­ вую избирательную комиссию не позднее чем за 25 дней до дня голосования, а второй экземпляр хранится в окружной избирательной комиссии и использует­ ся в порядке, устанавливаемом Избирательной комиссией Магаданской облас­ ти. Список избирателей подписывается председателем и секретарем окружной избирательной комиссии и заверяется печатью окружной избирательной ко­ миссии, а в случае составления списка избирателей участковой избирательной комиссии -подписывается председателем и секретарем участковой избиратель­ ной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.

В данном же случае списки не были подписаны и заверены председате­ лем и секретарем окружной избирательной комиссии. Суд обоснованно указал в решении на то, что это свидетельствует об отсутствии контроля со стороны окружной избирательной комиссии за составлением списков и повлекло за со­ бой искажение в списках данных об избирателях. В ответе на запрос суда пред­ седатель избирательной комиссии муниципального образования г. Магадан указал, что по округу № 6, количество избирателей составляется 7 316 человек, что ниже предельно допустимого отклонения от числа избирателей, установ­ ленных постановлением Магаданской областной Думы № 597 от 15.03.2001 г., на 449 избирателей. Письмом от 13.04.2001 г. № 154 мэрия г. Магадана указы­ вала на различия в границах по округам, и составляющими их границами изби­ рательных участков, в связи с чем для приведения их в соответствие просила вернуть дома 59 и 61 по ул. Пролетарской в округ № 6 из округа № 4. Числен­ ность избирателей на 20 мая 2001 года составила участку № 1 7 - 2 183 избира­ телей, по участку № 25 - 2333, по участку № 26 - 2132, участку № 27 - 668.

В деле имеются акты от 25 апреля 2001 года, согласно которым избира­ тельная комиссия Муниципального образования г. Магадан передала списки избирателей в участковые избирательные комиссии. Окружная избирательная комиссия списки в участковые избирательные комиссии не передавала.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоян­ ного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета в соответствии с федеральным законодательством.

В дополнительных списках по округу № 6 из проверенных 101 избирате­ ля, включенных в дополнительные списки и проголосовавших 20 мая 2001 го­ да, 37 избирателей не имели права голосовать, а 12 избирателей включены в списки дважды.

На участке № 17 из 19 избирателей 10 не имели права голосовать, а 4 избирателя включены в список дважды.

На участке № 25 из 36 избирателей, включенных в дополнительный спи­ сок, 14 не имели права голосовать, а 5 избирателей включены в список дважды.

По участку № 25 были включены 165 человек войсковой части 96 454, которые не могли голосовать на этом участке и в этом округе, поскольку в/ч 96 454 включена в избирательный округ № 4.

На участке № 26 из 26 избирателей не могли голосовать 8 человек.

Не были исключены из списков все избиратели, которые не должны были голосовать по избирательному участку № 27 в количестве 22 человек (умер­ шие, выписавшиеся и находящиеся в армии).

Эти нарушения при составлении списков избирателей с учётом неболь­ шого разрыва между кандидатами на выборах правильно признаны судом су­ щественными и ставящими под сомнение достоверность волеизъявления изби­ рателей.

Судом были установлены нарушения порядка голосования: на всех изби­ рательных участках голосовали граждане, не имевшие права голосовать, по­ скольку они не проживали в данном округе.

Дом 71 по ул. Набережная реки Магаданки, насчитывающий 473 избира­ теля, в одном приложении к Постановлению областной Думы от 15.03.2001 го­ да № 597 отнесен к округу № 4, а в другом приложении этого же Постановле­ ния этот же дом 71 отнесён к округу № 6, а фактически же часть избирателей голосовала в округе № 7.

В нарушение п. 3 ст. 15 закона Магаданской области, в соответствии с ко­ торым пересечение границ избирательных округов и избирательных участков не допускается, дом № 71 по Набережной реки Магаданки включен в участок № 16, границы участка № 16 и округа № 6 пересекаются.

Постановлением мэра г. Магадана об образовании избирательных участ­ ков, к участку № 17, входящему в округ № 6, отнесены дома 59 и 61 по улице Пролетарской. По постановлению Магаданской областной Думы № 597 от 15.03.2001 года эти же дома включены в избирательный округ № 4.

Войсковая часть № 96 454 по постановлению Магаданской областной Думы включена в избирательный округ № 4, а проголосовала по округу № 6.

В постановлении Магаданской областной Думы от 15.03.01 № 597 в ок­ руг № 6 была включена войсковая часть № 03222, которая по состоянию на 20 мая 2001 года была расформирована.

С учетом того, что разница между числом голосов, отданных избирателя­ ми за разных кандидатов на выборах по избирательному округу № 6, является незначительной, что при проведении избирательной кампании были допущены многочисленные и существенные нарушения правил ведения предвыборной агитации, незаконное использование кандидатом Борисовой Н.В. своего слу­ жебного положения, а также нарушения порядка составления списков избира­ телей и порядка голосования, суд пришёл к правильному выводу о том, что эти нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъяв­ ления избирателей, и вынес законное решение об удовлетворении заявленных Даричевой В.Н. требований о признании выборов недействительными.

Вместе с тем, судом допущены неточности при формулировании резолю­ тивной части решения, в связи с чем это решение подлежит изменению.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд, признав действия и решения избирательной комиссии неза­ конными, выносит решение об отмене решений избирательной комиссии. В решении Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 г. указание об от­ мене решения окружной избирательной комиссии № 6 от 21 мая 2001 года о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 6 отсутст­ вует, в связи с чем резолютивная часть решения должна быть дополнена соот­ ветствующими словами.

В связи с тем, что исполнение решения суда в данном случае должно на­ чаться не с момента его вынесения, а с момента вступления этого решения в законную силу, из абзаца четвёртого резолютивной части решения следует ис­ ключить слова «не позднее чем через три месяца со дня признания выборов не­ действительными» и заменить их словами «в установленные законодательст­ вом порядке и сроки со дня вступления решения о признании выборов недей­ ствительными в законную силу».

На основании п. 4 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная колле­ гия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 г. изменить в час­ ти.

Абзац второй резолютивной части решения после слов «признать неза­ конными» дополнить словами «и отменить».

Из абзаца четвёртого резолютивной части решения исключить слова «не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными» и заменить их словами «в установленные законодательством порядке и сроки со дня вступления решения о признании выборов недействительными в закон­ ную силу».

В остальной части решение Магаданского областного суда от 17 сентяб­ ря 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Избирательной ко­ миссии Магаданской области и кассационный протест прокурора - без удовле­ творения.

Председательствующий Судьи

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции