Определение ВС РФ от 18.01.1992 № 335,



ГКПИ2001-1802 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации " 8м февраля 200$ Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.

при секретаре Соловьевой В.В.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Лопуховского Олега Анатольевича о признании незаконным абзаца 1 п.8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучше­ нии жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров Р С Ф С Р от 31 июля 1984 г. № 3 3 5 ,

установил:

Лопуховский О.А. обратился в Верховный Суд Российской Феде­ рации с жалобой о признании незаконным абзаца 1 п.8 Примерных пра­ вил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постанов­ лением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335, ссылаясь Г- 2 на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству и нарушает его права на жилище.

Заявитель Лопуховский О.А. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.

Представители заинтересованного лица правительства РФ Овча­ ров П.И. и Картуха Д.В. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт соответ­ ствует действующему законодательству, принят в пределах компетенции государственного органа и не нарушает прав и охраняемых законом ин­ тересов заявителя. Рассмотрев дело в отсутствие заявителя Лопуховского О.А., выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Овчарова П.И., Картухи Д.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворе­ нию, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нор­ мативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы граж­ данина или юридического лица, может быть признан судом недействи­ тельным.

Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Россий­ ской Федерации» предусматривает возможность обжалования в суд ак­ тов Правительства Российской Федерации.

В связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР Совет министров РСФСР издал постановление № 335 от 31 июля 1984 г. «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 г. № 34, от 23.07.93 г. № 726, от 28.02.96 г.

№ 199).

Данным постановлением утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставле­ ния жилых помещений в РСФСР.

Настоящие Правила устанавливают единый порядок учета граж­ дан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и обще­ ственного жилищного фонда.

Согласно абзаца 1 пункта 8 Правил обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных усло­ вий, и предоставления им жилых помещений является постоянное про­ живание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.

Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Овчаров П.И., жилищные отношения в Российской Федерации регулируются Жилищным кодексом РСФСР, законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и иными актами законодательства, которые оп­ ределяют компетенцию как органов государственной власти и управле­ ния Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации в этой сфере.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным го­ лосованием 12 декабря 1993 г., в статье 40 устанавливает право каждого на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающим­ ся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных муниципальных и других жилищных фондов в соот­ ветствии с установленными законом нормами.

Реализация конституционного права граждан Российской Федера­ ции на жилище в новых социально-экономических условиях обеспечи­ вается путем предоставления жилых помещений в домах государствен­ ного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо пу­ тем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

В силу ст.28 ЖК РСФСР право граждан на получение жилого по­ мещения в домах государственного или общественного жилищного фонда осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РСФСР Правила уче­ та граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предос­ тавления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Приведенные в жалобе доводы относятся к праву гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и изло­ жены в постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г.

№ 4-п «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Пра­ вил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистраци­ онного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713».

Предметом настоящего спора является нормативный акт, уста­ навливающий единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучше­ нии жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда.

Право гражданина РФ на жилище положения оспариваемого нормативного акта ни в коей мере не ограничивают.Жилищный кодекс РСФСР, регулируя жилищные отношения, в главе 1 «Предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного жилищ­ ного фонда» предусматривает учет граждан, нуждающихся в улучшении 4 жилищных условий, который осуществляется, как правило^ по месту жительства.

Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Рос­ сийской Федерации» предусмотрен регистрационный учет граждан Рос­ сийской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пре­ делах Российской Федерации, в целях обеспечения необходимых усло­ вий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими граждана­ ми, государством и обществом.

Доводы жалобы о том, что отсутствие регистрации по месту жи­ тельства запрещает гражданину встать на учет с целью улучшения жи­ лищных условий, являются несостоятельными, т.к. Правила не исклю­ чают возможность принятия на учет нуждающихся в улучшении жи­ лищных условий граждан и не по месту их регистрации.

Более того, сам факт регистрационного учета гражданина РФ не является основанием для реализации права на жилище.

Реализация гражданином права на жилище может осуществляться посредством приобретения или строительства жилья на основании за­ ключения гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены и др.

Право граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение в пользование жилого помещения в домах государствен­ ного или общественного фонда законодателем связано с обстоятельст­ вами постоянного проживания с регистрацией гражданина в данном населенном пункте.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-п отметил, что регистрация в том смысле, в каком это не противоре­ чит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотрен­ ным федеральным законом способом учета граждан в пределах Россий­ ской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Жилищный кодекс РФ предусматривает учет граждан, нуждаю­ щихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых поме­ щений в домах государственного и общественного жилищного фонда и к компетенции исполнительного органа отнес определение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Совет Министров РСФСР, исходя из предоставленных ему пол­ номочий, утвердил Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР. Предусмотренное абзацем 1 п.8 Правил обязательное условие для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление им жилых помещений как постоянное про­ живание с регистрацией по месту жительства в конкретном населенном 5 пункте соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан.

Доводы жалобы о том, что положения оспариваемого норматив­ ного акта не должны применяться, являются необоснованными.

В связи с Законом Российской Федерации « О праве граждан Рос­ сийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» Правительство РФ из­ дало постановление от 28 февраля 1996 г. № 199 «О внесении изменений в решение правительства Российской Федерации», согласно которому внесены изменения в абзац первый пункта 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предостав­ ления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением со­ вета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предостав­ ления жилых помещений в РСФСР».

Данное постановление опубликовано в установленном законом порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197, 7 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

жалобу Лопуховского Олега Анатольевича о признании незакон­ ным абзаца 1 п.8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассаци­ онную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С.Романенков КОПИЯ ВЕРНА:

Секретарь В.В.Соловьева

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции