Определение ВС РФ от 24.11.1995 № КАС02-13



Дело № КАС02-13

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в ставе:

председательствующего:

f Федина А.И.

членов коллегии:

Ермилова В.М.

Кнышева В.П.

с участием прокурора:

Федотовой A.B.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 31 января 2002 г. гра­ жданское дело по жалобам Кировской и Псковской областных организаций Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России на п.З «Порядка и условий возврата недополученных денежных ком­ пенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы», утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 года № 455 по кассационной жалобе Правительства РФ на решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2001 года, которым заявленное требование удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Правительства РФ Гришанина Н.М., Тимошенкова Н.И. и Литвиновой H.A., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Кировской организации Союз «Чернобыль» РФ Карибджаняна H.A., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой A.B., полагавшей кассационную жалобу Правительства РФ необоснованной, Кассационная коллегия постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. № 455 был утвержден «Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздейст­ вию вследствие чернобыльской катастрофы» (далее - Порядок).

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что гражданам, став­ шим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военно­ служащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов госу­ дарственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пен­ сию в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обес­ печении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причи­ ненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие черно­ быльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обес­ печение указанных граждан, исходя из суммы 700 рублей в месяц в зависи­ мости от степени утраты трудоспособности.

Кировская и Псковская областные организации Общероссийской обще­ ственной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами о признании недействи­ тельным (незаконным) с момента принятия пункта 3 Порядка.

В обоснование жалоб заявители ссылались на то, что ограничение за­ работка, из которого должно производиться возмещение вреда, причиненно­ го здоровью, суммой, равной 700 рублей в месяц не соответствует закону и нарушает права на возмещение вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и имевших фактически более высокий заработок перед причинением вреда здоровью.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Правительство РФ ставит вопрос об отмене су­ дебного решения, ссылаясь на ошибочность вывода суда о несоответствии оспоренного положения нормативного акта федеральному закону.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кас­ сационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Признавая незаконным оспоренное заявителями положение п.З Поряд­ ка, Верховный Суд РФ обоснованно руководствовался нормами закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслед­ ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и правовыми позициями, изло­ женными в постановлении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 го­ да № 18-П, согласно которым военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью наравне с иными работниками, которым причинен вред здоро- вью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской ката­ строфы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Так, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Фе­ дерации от 1 декабря 1997 года № 18-П «По делу о проверке конституцион­ ности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслед­ ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» абзац четвертый подпункта 1 пункта 23 статьи 1 данного Закона в части, лишающей военнослужащих, по­ лучающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие черно­ быльской катастрофы, права на возмещение вреда, причиненного их здоро­ вью, признан противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и утрачивающим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного постановления.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации так­ же отмечено, что Федеральному Собранию в течение шести месяцев надле­ жит внести изменения в Закон Российской Федерации от 18 июня 1992 г.

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслед­ ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г., вытекающие из данного постановления.

Соответствующие изменения в пункт 2 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ра­ диации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены Фе­ деральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, закрепившим, что военно­ служащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанно­ сти), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 указанного Закона.

Кроме того, статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г.

№ 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федера­ ции «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001-2003 годов. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществ­ ляется со 2 июня 1998 года в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положе­ ний статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изме­ нений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.

Анализируя приведенные выше нормы Федерального закона, Верхов­ ный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что:

во-первых, законодатель признал, что военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет и ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью, начиная со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 г. (момент вступления в си­ лу Закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ);

во-вторых, законодатель не установил для этой категории лиц какоголибо особого порядка исчисления денежных сумм, подлежащих выплате в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и не ог­ раничил семьюстами рублями сумму месячного заработка, из которого ис­ числяется сумма возмещения вреда (денежная компенсация);

в-третьих, законодатель поручил Правительству Российской Федера­ ции определить лишь порядок и условия возврата гражданам недополучен­ ных за период с 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 г. сумм в возмещение вреда здоровью (денежных компенсаций) и не уполномочивал его на опреде­ ление порядка исчисления этих сумм, в том числе на определение предельно­ го размера месячного заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда здоровью.

Приведенные выводы суда бесспорно вытекают из приведенных норм закона и правовой позиции Конституционного Суда РФ.

Поэтому довод в кассационной жалобе о том, что предусмотренный за­ конодательством порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоро­ вью работников при исполнении обязанностей по трудовому договору (кон­ тракту) якобы неприменим к военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам нельзя признать обоснованным.

Как правильно указал суд в своем решении, предусмотренный в пункте 3 оспариваемого правового акта порядок исчисления сумм в возмещение вре­ да здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской ка­ тастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, получаю­ щих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсион­ ном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не соответствует действовавшим в период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. положениям пункта 25 части первой статьи 14 Закона Рос­ сийской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздейст­ вию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно названной норме Федерального закона (в редакции от 24.11.1995 г.) инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возме­ щения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвида­ ции последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), опреде­ ляемой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федера­ ции для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации по­ следствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного ка­ лендарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условно­ го месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикрат­ ной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда (в редакции от 24.11.1995 г.), и не ниже 700 рублей (в редакции от 7.08.2000 г.).

С 6 января 2000 г. порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому догово­ ру (контракту) регулируется Федеральным законом «Об обязательном стра­ ховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ ваний».

В соответствии со статьей 12 данного Закона размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка за­ страхованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответст­ вии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Средний месячный заработок работника подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших насту­ плению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12. Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок под­ считывается путем деления общей суммы его заработка за фактически прора­ ботанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не пол­ ностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.

По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшест­ вовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

По существу аналогичный порядок исчисления размера возмещения вреда, причиненного работнику увечьем, был закреплен в статьях 13-15 «Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоро­ вья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», утративших силу с 6 января 2000 г.

Нельзя согласиться и с доводом в кассационной жалобе о том, что пра­ во военнослужащих на получение компенсации в возмещение вреда вследст­ вие чернобыльской катастрофы полностью урегулировано специальными за­ конами - Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «Об обя­ зательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников феде­ ральных органов налоговой полиции», а Федеральный закон «Об обязатель- ном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ ных заболеваний», а также действовавшие до 6 января 2000 года Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, про­ фессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанны­ ми с исполнением ими трудовых обязанностей» якобы неприменимы к рас­ сматриваемому вопросу.

Во-первых, этот довод опровергается изложенными выше нормами фе­ дерального закона, а также правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, согласно кото­ рой военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Черно­ быльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, по смыслу статьи 42 Конституции РФ, должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катаст­ рофы.

Во-вторых, федеральные законы, на которые Правительство РФ ссыла­ ется в кассационной жалобе («О статусе военнослужащих» и «Об обязатель­ ном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...») предусматривают не периодические платежи, связанные с возмещением вре­ да здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие чернобыль­ ской катастрофы, а разовые выплаты потерпевшим военнослужащим, обу­ словленные страховыми случаями, которые (последние) не могут быть при­ знаны как более высокий размер ответственности по сравнению с порядком возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, преду­ сматривающим в указанных случаях обязанность по возмещению утраченно­ го заработка.

При таком положении необоснованной является ссылка в кассационной жалобе на ст. 1084 ГК РФ как на обоснование применения к рассматриваемо­ му вопросу лишь федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужа­ щих...».

Указание в судебном решении на нормы Гражданского кодекса РФ, ко­ торым, по мнению суда, также противоречит оспоренное положение Поряд­ ка, не может служить основанием для отмены правильного по существу ре­ шения суда, поскольку, как указано выше, п.З Порядка в оспоренной части противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследст­ вие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральному закону «Об обяза­ тельном страховании от несчастных случаев на производстве и профессио­ нальных заболеваний».

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, закрепив в пункте 3 оспариваемого Порядка предписание, предусматривающее, что выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздей­ ствием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, должна произ­ водиться за прошлое время из суммы 700 рублей в месяц. Правительство Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему частью 2 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, так как законодатель не ограничивал предельным размером - «700 руб. в месяц» суму заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной выплаты в воз­ мещение вреда, причиненного здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. В результате издания оспоренного акта лица рассматриваемой по настоящему делу категории необоснованно лишены права на возмещение причиненного вреда в полном объеме.

С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Россий­ ской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий:

Члены коллегии:

КОПИЯ в е р н а : Зав.секретариатом Кас.коллегии Верховного Суда РФ Ю.В.Попова

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции