Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
V .
;
V ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело№ 22-Г02-2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий ской Федерации в составе председательствующего Лаврентьевой М.Н.
судей Пирожкова В.Н., Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 14 февраля 2002 г. дело по кас сационным жалобам Ревазова Б.А. и Баранова М.И. на решение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29 октября 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пи рожкова В.Н., судебная коллегия
установила:
Баранов М.И., Бритаев В.Х., Ревазов Б.А., Северо-Осетинский Реском КПРФ, представителем которого является Ревазов Б.А., обратились в суд с жалобами о нарушении конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, признании незаконными выборов глав муниципального образования г.Владикавказа и районов Республики Север ная Осетия-Алания, состоявшихся в ноябре 2000 года и о назначении даты выборов глав муниципальных образований указанных территорий, а также о признании незаконным постановления Парламента Республики Северная Осетия-Алания от 13 мая 1999 года о признании полномочий депутата Пагиева К.Х.
В обоснование заявленных требований Ревазов Б.А., в частности, ссы лался на то, что выборы глав муниципальных образований проводились на основании норм Закона РСО-Алания «О внесении изменений и дополнений в Закон РСО-Алания «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания», признанных Конституционным Судом Российской Феде рации не соответствующими Конституции РФ, в нарушение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос сийской Федерации» все главы муниципальных образований избраны по предложению Президента Республики, в ряде районов главами избраны де путаты Парламента РСО-Алания, а не депутаты представительного органа местного самоуправления.
Баранов М.И. и Бритаев В.Х. ссылались на эти же доводы, но лишь в отношении главы муниципального образования г.Владикавказа Кроме того, Ревазов Б.А., обращаясь с требованием о признании неза конным постановления Парламента Республики в отношении Пагиева, ука зывал на то, что в нарушение законов, регулирующих муниципальную службу, Пагиев одновременно является муниципальным служащим и депу татом Парламента РСО-Алания.
Указанным выше решением в удовлетворении жалоб отказано.
В кассационных жалобах Ревазов Б.А. и Баранов М.И. указывают на то, что решение является незаконным и необоснованным и подлежит отме не. При этом Баранов М.И. полагает, что у Верховного Суда РФ имеются основания для вынесения по делу нового решения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы жало бы, не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава му ниципального образования избирается гражданами, проживающими на тер ритории муниципального образования либо представительным органом ме стного самоуправления из своего состава в порядке, установленном, в част ности, законами субъектов Российской Федерации.
Законом РСО-Алания от 16 октября 2000 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСО-Алания «О местном самоуправлении в Респуб лике Северная Осетия-Алания», установлено, что главы муниципальных образований избираются представительным органом местного самоуправле ния из своего состава. Такой же порядок избрания глав муниципальных образований предусмотрен и в Уставах муниципальных образований г Владикавказа и районов Республики Северная Осетия-Алания (с учетом внесенных в них изменений).
Ссылаясь на незаконность проведенных выборов и их отмене, заяви тели указывали на то, что выборы глав муниципальных образований прове дены на основании закона, положения которого признаны неконституцион ными, не по инициативе депутатов представительного органа местного са моуправления, а по предложению Президента РСО-Алания, в ряде районов главами избраны депутаты Парламента Республики.
Проверяя указанные доводы, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Действительно, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2001 года по жалобе Ревазова Б.А. установлено, что положения, в частности, ст. 1 Закона РСО-Алания «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. Однако, как следует из содержания определения, в ст. 1 закона не соответствующими Конституции являются положения закона в той части, в которой предусматривают избрание глав муниципальных об разований по предложению Президента Республики Северная ОсетияАлания. В тоже время, установленный законом порядок избрания глав муниципальных образований представительным органом местного само управления из своего состава соответствует Федеральному закону «Об об щих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде рации» (п.2 ст.16). Кроме того, как указал Конституционный Суд Россий ской Федерации в данном определении, в тех случаях, когда законы субъек та не содержат необходимого регулирования или противоречат федерально му законодательству, непосредственному применению подлежит Федераль ный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как установил суд, выборы глав муниципальных образований в Рес публике Северная Осетия-Алания проведены в соответствие с этим феде ральным законом.
Судом проверены также доводы заявителей о том, что выборы глав муниципальных образований проведены в соответствии со ст.1 закона, внесшей изменения в закон «О местном самоуправлении в Республике Се верная Осетия-Алания» и предусматривающей, что избрание глав произво дится по предложению Президента Республики. Указанные доводы не на шли подтверждения в судебном заседании.
Из исследованных судом протоколов заседаний представительных ор ганов муниципальных образований видно, что кандидатуры глав местных образований предлагались депутатами этих представительных органов, ка ких-либо письменных доказательств, подтверждающих внесение Президен том предложений об избрании конкретных глав муниципальных образова ний представлено не было. Не установлено также и каких-либо фактов вме- шательства органов государственной власти в ход выборов глав муници пальных образований Судом дана оценка и тому обстоятельству, что некоторые средства массовой информации в своих публикациях указали о том, что главы адми нистраций выбирались по предложению Президента. Однако эти факты, как правильно указал суд, не отражают действительных обстоятельств и кроме того, опровергаются самими же средствами массовой информации Что касается доводов заявителей в той части, что в нарушение закона главы администрации Алагирского, Ардонского, Пригородного и Правобе режного районов Республики избраны не из состава депутатов представи тельного органа этих районов, а из числа депутатов Парламента Республики, то суд этим доводам также дал соответствующую оценку и указал, что вы боры, проведенные в указанном порядке, не могут быть признаны незакон ными, поскольку требования в этой части предъявлены заявителями, права которых тем самым не нарушаются Заявители в указанных районах не про живают и не имеют никакого отношения к выборам глав этих районов.
Ими не представлено конкретных доказательств, которые бы свиде тельствовали о нарушении их субъективных избирательных прав.
Кроме того, в соответствии со ст.294 ГПК РСФСР судом кассацион ной инстанции исследованы представленные решения представительных ор ганов местного самоуправления, подтверждающие факт избрания глав ад министраций указанных районов депутатами этих представительных орга нов (л.д.ЗОЗ-ЗЮт.6).
Оспаривая избрание глав муниципальных образований, заявители также ссылались на то, что уставы муниципальных образований, предусмат ривающие структуру органов местного самоуправления, не зарегистрирова ны в установленном порядке. Однако, суд правильно не согласился с ука занным доводом. Согласно п.1 ст.6 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть из бранными в органы местного самоуправления» мотивированный отказ в го сударственной регистрации устава муниципального образования не может быть основанием для признания неправомерными выборов представитель ных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, если выборы проводятся в соответствии с федеральным законом и законом субъ екта.
Из материалов дела усматривается, что в регистрации уставов муни ципальных органов неоднократно отказывалось Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Северная Осетия-Алания и как указывалось выше, выборы глав муниципальных образований проведены в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного само управления в Российской Федерации».
Баранов и Бритаев, оспаривая выборы главы администрации г Владикавказа, дополнительно ссылались на то, что выборы не могут быть признаны законными, поскольку глава администрации одновременно явля ется и депутатом Парламента Республики Северная Осетия-Алания.
Между тем, этот довод является несостоятельным, поскольку, как бы ло указано выше, выборы признаны соответствующими закону. Действую щее законодательство, как федеральное, так и Республики Северная ОсетияАлания не предусматривают указанных ограничений для главы местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодатель ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 12) также не содержит подобных ог раничений и для депутата представительного органа субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что права заявителей Ревазова, Баранова и Бритаева избирать и быть избранны ми в органы местного самоуправления не нарушены, выборы глав местного самоуправления г.Владикавказа и районов Республике Северная ОсетияАлания, состоявшиеся в ноябре 2000 года, проведены в соответствии с тре бованиями закона. В связи с этим у суда не имелось оснований для призна ния выборов незаконными и соответственно назначения даты выборов глав муниципальных образований г.Владикавказа и районов Республики Север ная Осетия-Алания.
Суд правильно признал необоснованными также доводы заявителей о признании незаконным постановления Парламента РСО-Алания от 13 мая 1999 года о признании полномочий депутата Пагиева.
Ссылки заявителей на законодательство о муниципальной службе, как на основание для прекращения депутатских полномочий Пагиева, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормами указанного законодательст ва установлены ограничения для муниципальных служащих. Несоблюдение ограничений, установленных законом для муниципальных служащих, может служить основанием для прекращения муниципальной службы, но не депу татских полномочий С учетом изложенного следует признать правильным решение и в этой части.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах Ревазова и Баранова, были проверены судом и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, не приняты во внимание, как не основанные на законе.
Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по граждан ским делам Верховного Суда Российской Федерации определила.
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 29 октября 2001 года оставить без изменения, кассационные жалобы Ревазо ва Б А и Баранова М И - без удовлетворения Председательствующий Судьи
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |