Определение ВС РФ № 22-Г02-2



V .

;

V ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело№ 22-Г02-2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий­ ской Федерации в составе председательствующего Лаврентьевой М.Н.

судей Пирожкова В.Н., Макарова Г.В.

рассмотрела в судебном заседании от 14 февраля 2002 г. дело по кас­ сационным жалобам Ревазова Б.А. и Баранова М.И. на решение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29 октября 2001 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пи­ рожкова В.Н., судебная коллегия

установила:

Баранов М.И., Бритаев В.Х., Ревазов Б.А., Северо-Осетинский Реском КПРФ, представителем которого является Ревазов Б.А., обратились в суд с жалобами о нарушении конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, признании незаконными выборов глав муниципального образования г.Владикавказа и районов Республики Север­ ная Осетия-Алания, состоявшихся в ноябре 2000 года и о назначении даты выборов глав муниципальных образований указанных территорий, а также о признании незаконным постановления Парламента Республики Северная Осетия-Алания от 13 мая 1999 года о признании полномочий депутата Пагиева К.Х.

В обоснование заявленных требований Ревазов Б.А., в частности, ссы­ лался на то, что выборы глав муниципальных образований проводились на основании норм Закона РСО-Алания «О внесении изменений и дополнений в Закон РСО-Алания «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания», признанных Конституционным Судом Российской Феде­ рации не соответствующими Конституции РФ, в нарушение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­ сийской Федерации» все главы муниципальных образований избраны по предложению Президента Республики, в ряде районов главами избраны де­ путаты Парламента РСО-Алания, а не депутаты представительного органа местного самоуправления.

Баранов М.И. и Бритаев В.Х. ссылались на эти же доводы, но лишь в отношении главы муниципального образования г.Владикавказа Кроме того, Ревазов Б.А., обращаясь с требованием о признании неза­ конным постановления Парламента Республики в отношении Пагиева, ука­ зывал на то, что в нарушение законов, регулирующих муниципальную службу, Пагиев одновременно является муниципальным служащим и депу­ татом Парламента РСО-Алания.

Указанным выше решением в удовлетворении жалоб отказано.

В кассационных жалобах Ревазов Б.А. и Баранов М.И. указывают на то, что решение является незаконным и необоснованным и подлежит отме­ не. При этом Баранов М.И. полагает, что у Верховного Суда РФ имеются основания для вынесения по делу нового решения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы жало­ бы, не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава му­ ниципального образования избирается гражданами, проживающими на тер­ ритории муниципального образования либо представительным органом ме­ стного самоуправления из своего состава в порядке, установленном, в част­ ности, законами субъектов Российской Федерации.

Законом РСО-Алания от 16 октября 2000 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСО-Алания «О местном самоуправлении в Респуб­ лике Северная Осетия-Алания», установлено, что главы муниципальных образований избираются представительным органом местного самоуправле­ ния из своего состава. Такой же порядок избрания глав муниципальных образований предусмотрен и в Уставах муниципальных образований г Владикавказа и районов Республики Северная Осетия-Алания (с учетом внесенных в них изменений).

Ссылаясь на незаконность проведенных выборов и их отмене, заяви­ тели указывали на то, что выборы глав муниципальных образований прове­ дены на основании закона, положения которого признаны неконституцион­ ными, не по инициативе депутатов представительного органа местного са­ моуправления, а по предложению Президента РСО-Алания, в ряде районов главами избраны депутаты Парламента Республики.

Проверяя указанные доводы, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Действительно, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2001 года по жалобе Ревазова Б.А. установлено, что положения, в частности, ст. 1 Закона РСО-Алания «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. Однако, как следует из содержания определения, в ст. 1 закона не соответствующими Конституции являются положения закона в той части, в которой предусматривают избрание глав муниципальных об­ разований по предложению Президента Республики Северная ОсетияАлания. В тоже время, установленный законом порядок избрания глав муниципальных образований представительным органом местного само­ управления из своего состава соответствует Федеральному закону «Об об­ щих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­ рации» (п.2 ст.16). Кроме того, как указал Конституционный Суд Россий­ ской Федерации в данном определении, в тех случаях, когда законы субъек­ та не содержат необходимого регулирования или противоречат федерально­ му законодательству, непосредственному применению подлежит Федераль­ ный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как установил суд, выборы глав муниципальных образований в Рес­ публике Северная Осетия-Алания проведены в соответствие с этим феде­ ральным законом.

Судом проверены также доводы заявителей о том, что выборы глав муниципальных образований проведены в соответствии со ст.1 закона, внесшей изменения в закон «О местном самоуправлении в Республике Се­ верная Осетия-Алания» и предусматривающей, что избрание глав произво­ дится по предложению Президента Республики. Указанные доводы не на­ шли подтверждения в судебном заседании.

Из исследованных судом протоколов заседаний представительных ор­ ганов муниципальных образований видно, что кандидатуры глав местных образований предлагались депутатами этих представительных органов, ка­ ких-либо письменных доказательств, подтверждающих внесение Президен­ том предложений об избрании конкретных глав муниципальных образова­ ний представлено не было. Не установлено также и каких-либо фактов вме- шательства органов государственной власти в ход выборов глав муници­ пальных образований Судом дана оценка и тому обстоятельству, что некоторые средства массовой информации в своих публикациях указали о том, что главы адми­ нистраций выбирались по предложению Президента. Однако эти факты, как правильно указал суд, не отражают действительных обстоятельств и кроме того, опровергаются самими же средствами массовой информации Что касается доводов заявителей в той части, что в нарушение закона главы администрации Алагирского, Ардонского, Пригородного и Правобе­ режного районов Республики избраны не из состава депутатов представи­ тельного органа этих районов, а из числа депутатов Парламента Республики, то суд этим доводам также дал соответствующую оценку и указал, что вы­ боры, проведенные в указанном порядке, не могут быть признаны незакон­ ными, поскольку требования в этой части предъявлены заявителями, права которых тем самым не нарушаются Заявители в указанных районах не про­ живают и не имеют никакого отношения к выборам глав этих районов.

Ими не представлено конкретных доказательств, которые бы свиде­ тельствовали о нарушении их субъективных избирательных прав.

Кроме того, в соответствии со ст.294 ГПК РСФСР судом кассацион­ ной инстанции исследованы представленные решения представительных ор­ ганов местного самоуправления, подтверждающие факт избрания глав ад­ министраций указанных районов депутатами этих представительных орга­ нов (л.д.ЗОЗ-ЗЮт.6).

Оспаривая избрание глав муниципальных образований, заявители также ссылались на то, что уставы муниципальных образований, предусмат­ ривающие структуру органов местного самоуправления, не зарегистрирова­ ны в установленном порядке. Однако, суд правильно не согласился с ука­ занным доводом. Согласно п.1 ст.6 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть из­ бранными в органы местного самоуправления» мотивированный отказ в го­ сударственной регистрации устава муниципального образования не может быть основанием для признания неправомерными выборов представитель­ ных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, если выборы проводятся в соответствии с федеральным законом и законом субъ­ екта.

Из материалов дела усматривается, что в регистрации уставов муни­ ципальных органов неоднократно отказывалось Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Северная Осетия-Алания и как указывалось выше, выборы глав муниципальных образований проведены в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного само­ управления в Российской Федерации».

Баранов и Бритаев, оспаривая выборы главы администрации г Владикавказа, дополнительно ссылались на то, что выборы не могут быть признаны законными, поскольку глава администрации одновременно явля­ ется и депутатом Парламента Республики Северная Осетия-Алания.

Между тем, этот довод является несостоятельным, поскольку, как бы­ ло указано выше, выборы признаны соответствующими закону. Действую­ щее законодательство, как федеральное, так и Республики Северная ОсетияАлания не предусматривают указанных ограничений для главы местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодатель­ ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 12) также не содержит подобных ог­ раничений и для депутата представительного органа субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что права заявителей Ревазова, Баранова и Бритаева избирать и быть избранны­ ми в органы местного самоуправления не нарушены, выборы глав местного самоуправления г.Владикавказа и районов Республике Северная ОсетияАлания, состоявшиеся в ноябре 2000 года, проведены в соответствии с тре­ бованиями закона. В связи с этим у суда не имелось оснований для призна­ ния выборов незаконными и соответственно назначения даты выборов глав муниципальных образований г.Владикавказа и районов Республики Север­ ная Осетия-Алания.

Суд правильно признал необоснованными также доводы заявителей о признании незаконным постановления Парламента РСО-Алания от 13 мая 1999 года о признании полномочий депутата Пагиева.

Ссылки заявителей на законодательство о муниципальной службе, как на основание для прекращения депутатских полномочий Пагиева, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормами указанного законодательст­ ва установлены ограничения для муниципальных служащих. Несоблюдение ограничений, установленных законом для муниципальных служащих, может служить основанием для прекращения муниципальной службы, но не депу­ татских полномочий С учетом изложенного следует признать правильным решение и в этой части.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах Ревазова и Баранова, были проверены судом и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, не приняты во внимание, как не основанные на законе.

Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по граждан­ ским делам Верховного Суда Российской Федерации определила.

решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 29 октября 2001 года оставить без изменения, кассационные жалобы Ревазо­ ва Б А и Баранова М И - без удовлетворения Председательствующий Судьи

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции