Определение ВС РФ № 46н,



м ГКПИ01-1852 / % / / < % ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации „12 „ февраля 200 Верховный Суд РФ в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ при секретаре Бирюковой Е.Ю.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

Редченко Ю.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жа­ лобам государственного образовательного учреждения среднего профессио­ нального образования «Нижегородский строительный техникум», государ­ ственного образовательного учреждения «Нижегородский коммерческий институт» и Сыктывкарского государственного университета о признании незаконными приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г № 46н, утвержденной этим же приказом Инструкции (Приложение № 1), а также и других приложений к данному приказу в части, касающейся ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению внебюджетными сред­ ствами,

установил:

заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с ука­ занным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемым приказом и приложениями к нему, в нарушение требований Закона РФ «Об образова- 2 нии», Гражданского кодекса РФ и положений Конституции РФ, ограничи­ ваются их права по самостоятельному распоряжению внебюджетными сред­ ствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности С принятием данного приказа государственные образовательные уч­ реждения, как собственники таких средств, фактически лишены возможно­ сти распоряжаться ими по своему усмотрению, так как необходимость пре­ доставления соответствующих доказательств в обоснование производимых расходов, о чем идет речь в оспариваемых правовых актах, в значительной мере затруднит осуществление правомочий собственника и в конечном ито­ ге отрицательно скажется на качестве образовательного процесса.

В судебном заседании представители заявителей Кузнецов М.Н., Ку­ басов М.И., Сумцова Н.В., Земскова Л.С. и Демин Н А. жалобы поддержали и просили о признании приказа Минфина РФ от 21 июня 2001 г. № 46н, ут­ вержденной им Инструкции, и других приложений к нему незаконными в указанной выше части, сославшись на то, что перевод лицевых счетов обра­ зовательных учреждений в органы федерального казначейства ограничивает права заявителей по распоряжению внебюджетными средствами и противо­ речит требованиям гражданского законодательства РФ и Закона РФ «Об об­ разовании».

Представители Министерства финансов РФ Янина Н.Г. и Зуева В.Г., Министерства юстиции РФ Ермакова Л.А. с жалобами заявителей не согла­ сились и просили об оставлении их без удовлетворения, поскольку оспари­ ваемые ими правовые акты полностью соответствуют законодательству РФ, в частности, Бюджетному кодексу РФ и Федеральному закону «О федераль­ ном бюджете на 2002 год» и прав заявителей не нарушают.

Выслушав объяснения представителей заявителей, представителей за­ интересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалоб отказать, Верховный Суд Российской Федерации на­ ходит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, несоответствую­ щие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть призна­ ны судом недействительными.

Как установлено судом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Министерством финансов РФ 21 июня 2001 г. был издан приказ № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального ка­ значейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финанси­ руемых на основании смет доходов и расходов», которым (п.п.2, 3, 4, 5) ус­ тановлено, что операции со средствами, полученными от предприниматель- 3 ской и иной приносящей доход деятельности получателями средств феде­ рального бюджета, финансируемыми на основании смет доходов и расходов (далее - получатели средств), отражаются на лицевых счетах для учета опе­ раций со средствами, полученными от предпринимательской и иной прино­ сящей доход деятельности, открытых им в территориальных органах феде­ рального казначейства Министерства финансов РФ (далее - органы феде­ рального казначейства).

Органы федерального казначейства для учета таких средств открыва­ ют в установленном порядке в соответствующих учреждениях ЦБ России или кредитных организациях лицевые счета на балансовом счете № 40503 «Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Неком­ мерческие организации».

Главные распорядители средств и распорядители средств федерально­ го бюджета оформляют получателям средств, находящимся в их ведении, разрешение на открытие в органах федерального казначейства лицевых сче­ тов для учета операций с указанными выше средствами.

По утверждению представителей Министерства финансов РФ, оспари­ ваемые заявителями правовые акты соответствуют требованиям закона и прав заявителей в осуществлении полномочий собственника по самостоя­ тельному использованию внебюджетных средств не нарушают. Данные пра­ вовые акты лишь регулируют порядок учета денежных средств на лицевом счете, открытом в органе федерального казначейства.

Это же самое подтвердила в судебном заседании и представитель Ми­ нистерства юстиции РФ Ермакова Л.А.

Указанные выше утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо убеди­ тельных данных в их опровержение и представителями заявителей.

Кроме того, как показывает анализ норм бюджетного законодательст­ ва, оспариваемые правовые акты приняты в полном соответствии с ними, учитывая, что заявители являются участниками именно бюджетных право­ отношений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что какихлибо правовых оснований для признания незаконными оспариваемых актов в указанной выше части не имеется.

Довод заявителей о том, что устанавливаемые оспариваемыми право­ выми актами отношения по вопросам ведения, открытия или закрытия бан­ ковских (казначейских) счетов, заключения договора банковского счета и его прекращение, учет денежных средств, полученных от предприниматель­ ской деятельности являются гражданскими, а не бюджетными, а поэтому на них в полной мере распространяются требования гражданского законода­ тельства о равенстве сторон и свободе договора, не может быть признан обоснованным.

4 Согласно ст. ст. 39, 43 и 47 Закона РФ «Об образовании» образова­ тельное учреждение вправе самостоятельно осуществлять финансовохозяйственную деятельность, иметь самостоятельный баланс и расчетные счета в банках и иных кредитных организациях, вести предприниматель­ скую деятельность, предусмотренную уставом. Образовательному учрежде­ нию принадлежит право собственности на доходы от собственной деятель­ ности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. При этом ус­ тановлено, что учредитель или уполномоченное им лицо имеет право кон­ троля деятельности образовательного учреждения в части эффективного ис­ пользования закрепленной за этим учреждением собственности.

В силу п.2 ст.298 Гражданского Кодекса РФ государственное учреж­ дение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на отдельном балансе иму­ ществом, но при их недостаточности субсидиарную ответственность по дол­ гам учреждения несет собственник, т.е. государство.

Бюджетным Кодексом (ст. ст.41, 42 и 51) при этом установлено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в сме­ те доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах со­ ответствующего бюджета как доходы от использования имущества, нахо­ дящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

То обстоятельство, что заявители, как бюджетные учреждения, явля­ ются участниками бюджетного процесса и в связи с этим на них распро­ страняются нормы Бюджетного Кодекса РФ, подтверждается содержанием ч.2 ст. 152 названного Кодекса.

С учетом этого суд не может согласиться с утверждением представи­ телей заявителей о том, что на заявителей не распространяются требования Бюджетного Кодекса РФ, поскольку оно опровергается содержанием приве­ денных выше норм названного Кодекса.

Учитывая, что заявители являются участниками бюджетного процес­ са, на них в полном объеме распространяются и требования ст.254 Бюджет­ ного Кодекса РФ, согласно которой средства от предпринимательской дея­ тельности бюджетных учреждений зачисляются и отражаются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения, открытого в соответствующем тер­ риториальном органе Федерального Казначейства.

Последний обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента бюджетное учреж­ дение вправе распоряжаться этими средствами.

Об обязательности использования бюджетными учреждениями, под­ ведомственными федеральным органам исполнительной власти, бюджетных средств исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным 5 Казначейством РФ, свидетельствует и содержание ст. 161 Бюджетного Ко­ декса РФ.

Статьей 114 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» также установлено, что средства, полученные такими бюджетными уч­ реждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельно­ сти, зачисляются и учитываются на лицевых счетах. Аналогичные положе­ ния содержатся и в ст. 132 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год».

В целях реализации положений ст. 114 Федерального закона «О феде­ ральном бюджете на 2001 год» постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001 г. №255 было установлено, что главные распорядители и другие прямые получатели средств федерального бюджета обязаны оформить гене­ ральные разрешения на открытие бюджетными учреждениями, находящими­ ся в их ведении, в органах федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей до­ ход деятельности и закрытие учреждениями ранее открытых в банках счетов по учету этих средств.

Во исполнение приведенных выше норм федеральных законов Мини­ стерством финансов РФ и были приняты оспариваемые правовые акты, ус­ танавливающие предусмотренный законом порядок учета операций с вне­ бюджетными средствами, полученными бюджетными учреждениями, фи­ нансируемыми из федерального бюджета на лицевых счетах, открытых в ор­ ганах федерального казначейства.

Данный порядок ни в коей мере не ограничивает прав бюджетных уч­ реждений по самостоятельному распоряжению внебюджетными средствами, а регулирует лишь процедуру их учета на лицевом счете, открытом в органе федерального казначейства.

Не приведено каких-либо убедительных доказательств в подтвержде­ ние ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению эти­ ми средствами, кроме общих ссылок на дополнительные сложности с оформлением документов, и представителями заявителей.

Исходя из того, что собственником государственных образовательных учреждений является государство, оно вправе в отношении своих бюджет­ ных учреждений установить основанный на законе указанный выше поря­ док учета операций с внебюджетными средствами.

Не может суд принять во внимание и ссылку представителей заявите­ лей на постановление Правительства РФ от 23 октября 1998 г. №1239, по­ скольку Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 г., федеральные законы «О федеральном бюджете на 2001 г.» и «О федераль­ ном бюджете на 2002 год», а также более позднее постановление Прави­ тельства РФ от 30 марта 2001 г. №255 не содержат каких-либо исключений в отношении бюджетных образовательных учреждений по вопросу перевода в органы федерального казначейства счетов организаций, финансируемых 6 из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринима­ тельской и иной приносящей доход деятельности.

И как следует из утверждений представителей Министерства финан­ сов РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета (Министер­ ство образования РФ) против установленного порядка учета указанных вы­ ше средств в подведомственных ему учреждениях не возражает и его не ос­ паривает.

Нельзя признать обоснованной и ссылку представителей заявителей на ст.7 Федерального закона «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ», поскольку в данной норме Закона идет речь о законодательных актах РФ в области образования, науки и т.д., к которым постановление Прави­ тельства РФ от 23 октября 1998 г. №1239 не относится.

Другие доводы, на которые ссылались представители заявителей в су­ де, также не могут служить основанием к удовлетворению жалоб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

жалобы Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижегородский строительный техникум», Государственного образовательного учреждения «Нижегородский коммер­ ческий институт» и Сыктывкарского государственного университета о при­ знании незаконными приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г.

№4бн, утвержденной этим приказом Инструкции (Приложение №1), а также и других приложений к данному приказу, в части, касающейся ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению внебюджетными сред­ ствами, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную колле­ гию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в оконча­ тельной форме.

Председательствующий ^ — - л лл**^? Судья Верховного Суда Р Ф ^ ^ / Э ^ ^ И ^ ^ / Ю . Д . Р е д ч е н к о Копия верна:

Секретарь ел

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции