Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
м ГКПИ01-1852 / % / / < % ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации „12 „ февраля 200 Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ при секретаре Бирюковой Е.Ю.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
Редченко Ю.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жа лобам государственного образовательного учреждения среднего профессио нального образования «Нижегородский строительный техникум», государ ственного образовательного учреждения «Нижегородский коммерческий институт» и Сыктывкарского государственного университета о признании незаконными приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г № 46н, утвержденной этим же приказом Инструкции (Приложение № 1), а также и других приложений к данному приказу в части, касающейся ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению внебюджетными сред ствами,
установил:
заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с ука занным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемым приказом и приложениями к нему, в нарушение требований Закона РФ «Об образова- 2 нии», Гражданского кодекса РФ и положений Конституции РФ, ограничи ваются их права по самостоятельному распоряжению внебюджетными сред ствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности С принятием данного приказа государственные образовательные уч реждения, как собственники таких средств, фактически лишены возможно сти распоряжаться ими по своему усмотрению, так как необходимость пре доставления соответствующих доказательств в обоснование производимых расходов, о чем идет речь в оспариваемых правовых актах, в значительной мере затруднит осуществление правомочий собственника и в конечном ито ге отрицательно скажется на качестве образовательного процесса.
В судебном заседании представители заявителей Кузнецов М.Н., Ку басов М.И., Сумцова Н.В., Земскова Л.С. и Демин Н А. жалобы поддержали и просили о признании приказа Минфина РФ от 21 июня 2001 г. № 46н, ут вержденной им Инструкции, и других приложений к нему незаконными в указанной выше части, сославшись на то, что перевод лицевых счетов обра зовательных учреждений в органы федерального казначейства ограничивает права заявителей по распоряжению внебюджетными средствами и противо речит требованиям гражданского законодательства РФ и Закона РФ «Об об разовании».
Представители Министерства финансов РФ Янина Н.Г. и Зуева В.Г., Министерства юстиции РФ Ермакова Л.А. с жалобами заявителей не согла сились и просили об оставлении их без удовлетворения, поскольку оспари ваемые ими правовые акты полностью соответствуют законодательству РФ, в частности, Бюджетному кодексу РФ и Федеральному закону «О федераль ном бюджете на 2002 год» и прав заявителей не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заявителей, представителей за интересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалоб отказать, Верховный Суд Российской Федерации на ходит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, несоответствую щие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть призна ны судом недействительными.
Как установлено судом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Министерством финансов РФ 21 июня 2001 г. был издан приказ № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального ка значейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финанси руемых на основании смет доходов и расходов», которым (п.п.2, 3, 4, 5) ус тановлено, что операции со средствами, полученными от предприниматель- 3 ской и иной приносящей доход деятельности получателями средств феде рального бюджета, финансируемыми на основании смет доходов и расходов (далее - получатели средств), отражаются на лицевых счетах для учета опе раций со средствами, полученными от предпринимательской и иной прино сящей доход деятельности, открытых им в территориальных органах феде рального казначейства Министерства финансов РФ (далее - органы феде рального казначейства).
Органы федерального казначейства для учета таких средств открыва ют в установленном порядке в соответствующих учреждениях ЦБ России или кредитных организациях лицевые счета на балансовом счете № 40503 «Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Неком мерческие организации».
Главные распорядители средств и распорядители средств федерально го бюджета оформляют получателям средств, находящимся в их ведении, разрешение на открытие в органах федерального казначейства лицевых сче тов для учета операций с указанными выше средствами.
По утверждению представителей Министерства финансов РФ, оспари ваемые заявителями правовые акты соответствуют требованиям закона и прав заявителей в осуществлении полномочий собственника по самостоя тельному использованию внебюджетных средств не нарушают. Данные пра вовые акты лишь регулируют порядок учета денежных средств на лицевом счете, открытом в органе федерального казначейства.
Это же самое подтвердила в судебном заседании и представитель Ми нистерства юстиции РФ Ермакова Л.А.
Указанные выше утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо убеди тельных данных в их опровержение и представителями заявителей.
Кроме того, как показывает анализ норм бюджетного законодательст ва, оспариваемые правовые акты приняты в полном соответствии с ними, учитывая, что заявители являются участниками именно бюджетных право отношений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что какихлибо правовых оснований для признания незаконными оспариваемых актов в указанной выше части не имеется.
Довод заявителей о том, что устанавливаемые оспариваемыми право выми актами отношения по вопросам ведения, открытия или закрытия бан ковских (казначейских) счетов, заключения договора банковского счета и его прекращение, учет денежных средств, полученных от предприниматель ской деятельности являются гражданскими, а не бюджетными, а поэтому на них в полной мере распространяются требования гражданского законода тельства о равенстве сторон и свободе договора, не может быть признан обоснованным.
4 Согласно ст. ст. 39, 43 и 47 Закона РФ «Об образовании» образова тельное учреждение вправе самостоятельно осуществлять финансовохозяйственную деятельность, иметь самостоятельный баланс и расчетные счета в банках и иных кредитных организациях, вести предприниматель скую деятельность, предусмотренную уставом. Образовательному учрежде нию принадлежит право собственности на доходы от собственной деятель ности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. При этом ус тановлено, что учредитель или уполномоченное им лицо имеет право кон троля деятельности образовательного учреждения в части эффективного ис пользования закрепленной за этим учреждением собственности.
В силу п.2 ст.298 Гражданского Кодекса РФ государственное учреж дение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на отдельном балансе иму ществом, но при их недостаточности субсидиарную ответственность по дол гам учреждения несет собственник, т.е. государство.
Бюджетным Кодексом (ст. ст.41, 42 и 51) при этом установлено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в сме те доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах со ответствующего бюджета как доходы от использования имущества, нахо дящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
То обстоятельство, что заявители, как бюджетные учреждения, явля ются участниками бюджетного процесса и в связи с этим на них распро страняются нормы Бюджетного Кодекса РФ, подтверждается содержанием ч.2 ст. 152 названного Кодекса.
С учетом этого суд не может согласиться с утверждением представи телей заявителей о том, что на заявителей не распространяются требования Бюджетного Кодекса РФ, поскольку оно опровергается содержанием приве денных выше норм названного Кодекса.
Учитывая, что заявители являются участниками бюджетного процес са, на них в полном объеме распространяются и требования ст.254 Бюджет ного Кодекса РФ, согласно которой средства от предпринимательской дея тельности бюджетных учреждений зачисляются и отражаются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения, открытого в соответствующем тер риториальном органе Федерального Казначейства.
Последний обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента бюджетное учреж дение вправе распоряжаться этими средствами.
Об обязательности использования бюджетными учреждениями, под ведомственными федеральным органам исполнительной власти, бюджетных средств исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным 5 Казначейством РФ, свидетельствует и содержание ст. 161 Бюджетного Ко декса РФ.
Статьей 114 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» также установлено, что средства, полученные такими бюджетными уч реждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельно сти, зачисляются и учитываются на лицевых счетах. Аналогичные положе ния содержатся и в ст. 132 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год».
В целях реализации положений ст. 114 Федерального закона «О феде ральном бюджете на 2001 год» постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001 г. №255 было установлено, что главные распорядители и другие прямые получатели средств федерального бюджета обязаны оформить гене ральные разрешения на открытие бюджетными учреждениями, находящими ся в их ведении, в органах федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей до ход деятельности и закрытие учреждениями ранее открытых в банках счетов по учету этих средств.
Во исполнение приведенных выше норм федеральных законов Мини стерством финансов РФ и были приняты оспариваемые правовые акты, ус танавливающие предусмотренный законом порядок учета операций с вне бюджетными средствами, полученными бюджетными учреждениями, фи нансируемыми из федерального бюджета на лицевых счетах, открытых в ор ганах федерального казначейства.
Данный порядок ни в коей мере не ограничивает прав бюджетных уч реждений по самостоятельному распоряжению внебюджетными средствами, а регулирует лишь процедуру их учета на лицевом счете, открытом в органе федерального казначейства.
Не приведено каких-либо убедительных доказательств в подтвержде ние ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению эти ми средствами, кроме общих ссылок на дополнительные сложности с оформлением документов, и представителями заявителей.
Исходя из того, что собственником государственных образовательных учреждений является государство, оно вправе в отношении своих бюджет ных учреждений установить основанный на законе указанный выше поря док учета операций с внебюджетными средствами.
Не может суд принять во внимание и ссылку представителей заявите лей на постановление Правительства РФ от 23 октября 1998 г. №1239, по скольку Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 г., федеральные законы «О федеральном бюджете на 2001 г.» и «О федераль ном бюджете на 2002 год», а также более позднее постановление Прави тельства РФ от 30 марта 2001 г. №255 не содержат каких-либо исключений в отношении бюджетных образовательных учреждений по вопросу перевода в органы федерального казначейства счетов организаций, финансируемых 6 из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринима тельской и иной приносящей доход деятельности.
И как следует из утверждений представителей Министерства финан сов РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета (Министер ство образования РФ) против установленного порядка учета указанных вы ше средств в подведомственных ему учреждениях не возражает и его не ос паривает.
Нельзя признать обоснованной и ссылку представителей заявителей на ст.7 Федерального закона «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ», поскольку в данной норме Закона идет речь о законодательных актах РФ в области образования, науки и т.д., к которым постановление Прави тельства РФ от 23 октября 1998 г. №1239 не относится.
Другие доводы, на которые ссылались представители заявителей в су де, также не могут служить основанием к удовлетворению жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобы Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижегородский строительный техникум», Государственного образовательного учреждения «Нижегородский коммер ческий институт» и Сыктывкарского государственного университета о при знании незаконными приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г.
№4бн, утвержденной этим приказом Инструкции (Приложение №1), а также и других приложений к данному приказу, в части, касающейся ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению внебюджетными сред ствами, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную колле гию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в оконча тельной форме.
Председательствующий ^ — - л лл**^? Судья Верховного Суда Р Ф ^ ^ / Э ^ ^ И ^ ^ / Ю . Д . Р е д ч е н к о Копия верна:
Секретарь ел
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |