Определение ВС РФ № 51-Г02-8



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело№51-Г02-8 г. Москва 26 февраля 2002 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.

судей Потапенко С В .

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 26 февраля 2002 г. гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействующим в части подпунктов 12 и 13 п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 10, подпунктов 2, 4 п. 1 ст. 17.1, подпунктов 5,7,9,11,13 п. 1 ст. 20.1, пунктов 4,5 ст. 20.1, статей 29,53,54 Закона Алтайского края от 5 декабря 1995 г. № 29 - ЗС самоуправления в Алтайском крае» «Об основах местного по кассационной жалобе Алтайского краевого Совета народных депутатов на решение Алтайского краевого суда от 20 декабря 2001 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко С В . , выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Алтайское краевое законодательное собрание 5 декабря 1995 г. приняло Закон Алтайского края № 29 - ЗС «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае», в который позднее вносились изменения и дополнения.

Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании подпунктов 12 и 13 п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 10, подпунктов 2, 4 п. 1 ст. 17.1, подпунктов 5,7,9,11,13 п. 1 ст. 20.1, пунктов 4,5 ст. 20.1, стате I 29,53,54 Закона Алтайского края от 5 декабря 1995 г. № 29 - ЗС «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае» противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, указывая, что названные положения этого закона приняты Алтайским краевым законодательным собранием с выходом за пределы своей компетенции, так как регулируют правоотношения, относящиеся к исключительной компетенции федерального законодателя. В частности, это особенности организации местного гражданские правоотношения, самоуправления в закрытых административно - территориальных образованиях. Кроме того, п. 2 ст. 10 закона края не запрещает органам власти края принимать решения и совершать действия, ограничивающие права местного самоуправления; ст. ст. 17.1 и 20.1 закона края содержат основания прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования, не соответствующие федеральном и краевому законодательству; ст. 29 краевого закона регламентирует полномочия органов территориального общественного самоуправления по осуществлению экономической деятельности без указания на то, что такая деятельность может осуществляться юридическими лицами;

наконец, в ст. ст.

53, 54 краевого закона закреплены основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, физическими и юридическими лицами с выходом за пределы компетенции краевого законодателя.

Представитель Алтайского краевого Совета народных депутатов Беляева Л.В. заявленные прокурором требования не признала.

Решением Алтайского краевого суда от 20 декабря 2001 г.заявление прокурора Алтайского недействующими края удовлетворено частично.

и не подлежащими применению Признаны со дня вступления в законную силу пункты 1 и 2 ст. 8.1, подпункты 2 и 4 п. 1 ст. 17.1, подпункты 7,9,13 п. 1, пункты 4 и 5 ст. 20.1 Закона Алтайского края от 5 декабря 1995 г.

№ 29 - ЗС «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае» с последующими изменениями и дополнениями.

В кассационной жалобе Алтайский краевой Совет народных депутатов, указывая, что судом неправильно истолкован и применен материальный закон, просит об отмене решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной Судебная коллегия по гражданским делам жалобы, Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к ее удовлетворению.

Принимая решение о частичном суд, проанализировав удовлетворении заявления прокурора, положения действующего федерального законодательства, в частности подпункта ж) пункта 1 ст. 72, пунктов 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что действующему оспариваемые федеральному положения краевого законодательству, закона а противоречат поэтому подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению.

Вывод суда основан на исследованных материалах, мотивирован и соответствует действующему законодательству.

Ссылка в жалобе на то, что суд сделал неверный вывод о том, что подпункт 4 пункта 1 ст. 17.1; подпункты 9,11 пункта 1, пункты 4 и 5 ст. 20.1, регулирующие вопросы самоуправления, установления ответственности органов местного относятся к ведению органов государственной власти Российской Федерации, является необоснованной, поскольку в силу пункта 14 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления ответственности в Российской Федерации» вопросы органов местного самоуправления установления отнесены к ведению органов государственной власти Российской Федерации и регламентированы главой 7 вышеназванного федерального закона. Досрочное прекращение полномочий относится к формам ответственности.

Доводы жалобы о том, что ст. 20.1 краевого закона не противоречит федеральному законодательству нельзя признать состоятельными, так как эта статья регулирует вопросы досрочного прекращения полномочий муниципального с образования ему недоверия представительным органом местного самоуправления. Однако в ст. 48 Федерального местного закона «Об в связи общих выражением главы принципах организации самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением и в результате утраты доверия населения, а не представительного органа местного самоуправления.

Утверждение оспариваемого в жалобе о том, что в соответствии с пунктом 2 ст. 8.1 закона края органы местного самоуправления закрытого административно - территориального образования наделены только теми полномочиями, которые им предоставлены федеральным законом, не соответствует действительности, поскольку названная компетенция определена краевым законом только как городов краевого значения. Между тем в силу ст.

ст. Закона РФ «О закрытом административно - территориальном образовании» такое образование является административно - территориальной единицей, поэтому определение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования находится в ведении федеральных органов государственной власти. Исходя из этого представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, установив в оспариваемом законе края особенности организации местного самоуправления в закрытом административно - территориальном образовании, вышел за пределы своей компетенции.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтверждены материалами дела.

Суд правильно применил нормы материального и процессуального права и оснований к отмене решения не установлено.

Руководствуясь ст.294, п.1 ст.305, ст.ст.306, 307 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Алтайского краевого суда от 20 декабря 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алтайского краевого Совета народных

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции