Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Дело № 74-Ш-5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В. П., судей Горохова Б. А., Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в судебном заседании 8 февраля 2002 г. по кассационной жалобе Администрации Президента Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2001 г. дело по заявлению проку рора Республики Саха (Якутия) о признании Указа Президента РС (Я) от 28 мая 2001 г. № 1423 «О преобразовании Департамента начального и среднего профессионального образования Министерства образования РС (Я) в Государ ственное учреждение «Учебно - производственное и научно - методическое объединение «Сахапрофтех» не соответствующим федеральному законода тельству, недействующим и подлежащим применению.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохо ва Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федера ции Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судеб ная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации УСТАНОВИЛА :
Президентом Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2001 г. издан Указ № 1423 «О преобразовании Департамента начального и среднего Профессио нального образования Министерства образования РС (Я) в Государственное учреждение» Учебное производственное и научно -методическое объедине ние «Сахапрофтех», учредителем данного объединения определено Правитель ство РС(Я). Данным Указом генеральным директором, вновь созданного учре ждения назначен Протопопов Е.Е., с освобождением его от обязанности дирек- тора Департамента начального и среднего профессионального образования Министерства образования РС (Я).
И.о. прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании Указа Президента РС (Я) от 28 мая 2001 г. № 1423 «О преобразовании Департамента начального и сред него профессионального образования Министерства образования РС (Я) в Го сударственное учреждение «Учебно - производственное и научно - методиче ское объединение «Сахапрофтех» не соответствующим федеральному законо дательству, недействующим и подлежащим применению, указав, что данный Указ противоречит положениям действующего федерального законодательст ва, издан без учета приоритетного права на решение данного вопроса феде ральными органами власти и в нарушение ст. ст. 58, 70 Конституции (Основно го Закона) Республики Саха (Якутия).
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2001 г. от 10 апреля 2000 г. заявление прокурора было удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрации Президента Республики Саха (Якутия)поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии с п. «е» ст. 72 Конституции Российской Федерации об щие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Феде рации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статье 72 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответ ствии с ними законным ныне нормативные акты субъектов Российской Феде рации.
Верховным Советом РСФСР от 27 декабря 1991 г. принято Постановле ние № 3020 - 1 , об установлении порядка разграничения государственной соб ственности на федеральную, субъектов Российской Федерации и муниципаль ную. Согласно Приложения 2, данного постановления учреждения народного образования, средние специальные и профессиональные учебные заведения от носятся к объектам федеральной собственности.
В соответствии с ч. 2 п. 1 данного Постановления объекты госу дарственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Поста новлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, и от ведомст венной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности.
Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную соб ственность республик в составе Российской Федерации. Независимо от переда чи этих объектов в собственность административно -территориальных на ционально - государственных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Приложения 3 к Постановлению ВС РСФСР от 27.12.1991 г. № 3020 - 1 учреждения и объекты народного образования, находящиеся в ве дении органов государственной власти и управления республик в составе Рос сийской Федерации - отнесены к объектам муниципальной собственности.
Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации предусмотрено Положением об определении пообъектного состава федераль ной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 144-рп. Комитет по управлению муниципаль ным имуществом разрабатывает специальный перечень, который утверждается Советом народных депутатов и передается в Комитет по управлению имущест вом республики, которое готовит решение Верховного Совета Республики о передаче.
Суд правильно указал в решении на то, что в настоящее время передача объектов федеральной собственности в соответствии с Федеральным законом «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизации» производится только по согла шению федерального органа исполнительной власти с соответствующими ис полнительными органами государственной власти субъекта Российской Феде рации с учетом мнения трудового коллектива данного образовательного учре ждения и в порядке, установленном Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и по рядке оформления прав собственности, в соответствии с которым список пере даваемых объектов утверждается Правительством Российской Федерации.
При рассмотрении дела было установлено, что Правительством РФ объ екты народного образования Правительству РС (Я) не передавались. Особый режим их использования Правительством РС (Я) соглашениями, заключениями с правительством РФ (от 28.06.1995 г. № 6) и Министерством образования РФ (от 9.12.2000 г) не был установлен.
Суд правильно применил п.п. 3,6,7 ст. 29 Федерального закона «Об обра зовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 - 1, в соответствии с которыми в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся определе ние особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансиро вания образовательных учреждений;
формирование государственных органов управления образованием и ру ководство ими, назначение руководителей этих органов ( по соглашению с фе деральными органами управления образования).
При преобразовании Департамента НиС ПТО МО РС (Я) в Госучрежде ние «УП и НМО» «Сахапрофтех» не было согласования с Министерством об разования РФ и Министерством образования РС (Я).
Вывод суда о том, что Президент РС (Я) не обладает правом реорганизо вать Департамент НиСПО и утвердить на его базе Госучреждение «УП и НМО «Сахапрофтех», определив учредителем данного учреждения Правительство РС (Я), так как Правительство РС (Я) не является собственником имущества, закрепленного за Департаментом, является правильным. Указ от 28 мая 2001 г.
№ 1423 издан Президентом РС (Я) в нарушении п. «е», части 1 статьи 72, час тей 2,5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в противоречие с пунк тами 3,6,7 ст. 29, п. 4 ст. 30 Федерального закона «Об образовании», Постанов лением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 г. № 3020 - 1, Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муници пальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержден ным распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 г. № 114-рп.), ст. ст. 58,70 Конституции (Основного Закона ) РС (Я), приложениями № 1 и 2 Постановле ния Правительства РС (Я) от 14.04.1998 г. № 140 «Вопросы Министерства об разования РС (Я) и Департамента начального и среднего профессионального образования».
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда пер вой инстанции и правильно признаны необоснованными.
На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная колле гия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2001 г. оста вить без изменения, кассационную жалобу Администрации Президента Рес публики Саха (Якутия) - без удовлетворения Председательствующий (^утрО^-^^/ Судьи ,рна:
Ответе . . . л и секретарь Верховного Суда РФ
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |