Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № ЧЙ-Г07-4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В. П., судей Горохова Б. А., Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в судебном заседании 8 февраля 2002 г. по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2001г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании части 2 п. 34.1 ст. 34., п. 38.8 ст.38 (в части установления сроков проведения выборов в случае досрочного прекращения полномочий губернато ра края), п.п. 40.1.1. ст. 40.1 (в части согласования назначения на должность первого заместителя председателя правительства края по экономическим во просам и имущественным отношениям) Устава Хабаровского края противоре чащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохо ва Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федера ции Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судеб ная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации УСТАНОВИЛА :
в соответствии с ч. 2 пункта 34.1 статьи 34 Устава Хабаровского края губер натор края обладает неприкосновенностью на всей территории Хабаровского края в соответствии с федеральными и краевыми законами.
Пунктом 38.8. статьи 38 Устава края (в части установления сроков прове дения выборов в случае досрочного прекращения полномочий губернатора края) предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий гу бернатора края, Дума назначает внеочередные выборы губернатора края.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через 180 и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
В соответствии с п.п. 40.1.1 статьи 40.1 Устава Хабаровского края губер натор Хабаровского края вносит в Думу предложение о согласовании назначе ния на должность первого заместителя председателя правительства края по экономическим вопросам и имущественным отношениям.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не под лежащими применению названных норм Устава Хабаровского края, ссылаясь на то, что закрепление в Уставе края нормы, предусмотренной ч.2 п.34.1 ст.34, нарушает принцип равенства всех граждан перед законом, утвержденным ст.
19 Конституции Российской Федерации; п.38.8 ст.38 Устава края (в части уста новления сроков проведения выборов в случае досрочного прекращения пол номочий губернатора края) противоречит п. 10 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных органов государственной вла сти субъектов Российской Федерации» и ст. 10 Федерального закона «Об ос новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж дан Российской Федерации»; норма п.п.40.1. ст. 40.1 Устава края в части согла сования назначения председателя правительства края по экономическим во просам и имущественным отношения противоречат ст. 18,24 Федерального за кона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и п.4.1 Указа Президента РФ от 14.10.92г. №1231 «Об утверждении Типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, об ладающем правами и полномочиями территориального агентства государст венного комитета по управлению государственным имуществом».
Решением Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2001 г. заявление прокурора было удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательной /Думы Хабаровского края по ставлен вопрос об отмене решения в части признания недействующим п. 38.8 ст. 38 Устава Хабаровского края, как вынесенного с нарушением норм матери ального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны пред законом и судом.
Согласно п."о" ст.71, Конституции Российской Федерации вопросы не прикосновенности депутатов, высшего должностного лица, затрагивающие ас- пекты уголовного и уголовно-процессуального законодательства, находятся в ведении Российской Федерации, и по ним принимаются федеральные законы;
административное и административно-процессуальное законодательство относятся к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов (ст.
72 п. "к" ч.1);
по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и при нимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ (ч. 1 ст. 76).
Суд правильно указал в решении на то, что законодательство субъекта РФ не может исключать возможность привлечения депутата высшего должно стного лица, к уголовной либо административной ответственности, установ ленной федеральным законодательством, и тем самым устанавливать какойлибо иной порядок осуществления правосудия и судопроизводства, чем тот.
который предусмотрен Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъ екта Российской Федерации) регулируется ст. 18 Федерального закона «Об об щих принципах организации законодательных представительных) и исполни тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая не предусматривает какой-либо неприкосновенности высшего должно стного лица субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах орга низации законодательных (представительных) и исполнительных органов го сударственной власти субъектов Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уполномоченные на то органы либо должностные лица в соответствии с федеральным законом, конституцией (ус тавом) и (или) законом субъекта Российской Федерации назначают внеочеред ные выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъек та Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в указанных случаях выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий, а голосование про ведено не позднее чем через 180 дней и не ранее, чем через 70 дней со дня при нятия решения о назначении выборов.
Вывод суда о том, что норма п. 38.8 ст. 38 Устава Хабаровского края (в части установления сроков проведения выборов в случае досрочного прекра щения полномочий губернатора края), предусматривающая, что Дума назнача- ет внеочередные выборы губернатора края, которые проводятся не позднее чем через 180 и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов, противоречит федеральному законодательству, поскольку не содер жит ограничения сроков назначения выборов, предусмотренных федеральным законодательством, является правильным.
Довод кассационной жалобы о том, что отсутствие в Уставе Хабаровско го края нормы, устанавливающей срок принятия решения о назначении выбо ров в случае досрочного прекращения полномочий губернатора не противоре чит действующему законодательства, поскольку порядок проведения выборов в Думу и губернатора определяется краевым законом - Избирательный кодексом Хабаровского края, был правильно признан судом несостоятельным. Нормы Устава в этой части регулируют вопрос совместного ведения Российской Фе дерации и субъектов Российской Федерации и противоречат указанным нор мам федеральных законов.
Согласно п. 7 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах органи зации законодательных (представительных) и исполнительных органов госу дарственной власти субъектов Российской Федерации» высшему должностно му лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполни тельного органа государственной власти субъекта РФ) не предоставлено права согласования, назначения руководителей территориальных органов федераль ных органов исполнительной власти. Согласно ст. 24 Закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Феде рации может принимать участие в согласовании назначения на должность ру ководителей территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с п.4.1. Указа Президента РФ от 14.10.92г. №1231 «Об ут верждении Типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного области, автономного округа, горо дов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства государственного комитета по управлению госу дарственным имуществом» комитет по управлению государственным имуще ством возглавляет председатель, который по должности является заместителем главы администрации края.
Председатель комитета назначается на должность председателя Госко мимущества России и не может назначаться на должность главой администра ции либо председателем правительства субъекта Российской Федерации.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его от мены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная колле гия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2001 г. оставить без измене ния, кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.
л Председательствующий
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |