Определение ВС РФ от 14.10.1992 №



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № ЧЙ-Г07-4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В. П., судей Горохова Б. А., Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании 8 февраля 2002 г. по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2001г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании части 2 п. 34.1 ст. 34., п. 38.8 ст.38 (в части установления сроков проведения выборов в случае досрочного прекращения полномочий губернато­ ра края), п.п. 40.1.1. ст. 40.1 (в части согласования назначения на должность первого заместителя председателя правительства края по экономическим во­ просам и имущественным отношениям) Устава Хабаровского края противоре­ чащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохо­ ва Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федера­ ции Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судеб­ ная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации УСТАНОВИЛА :

в соответствии с ч. 2 пункта 34.1 статьи 34 Устава Хабаровского края губер­ натор края обладает неприкосновенностью на всей территории Хабаровского края в соответствии с федеральными и краевыми законами.

Пунктом 38.8. статьи 38 Устава края (в части установления сроков прове­ дения выборов в случае досрочного прекращения полномочий губернатора края) предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий гу­ бернатора края, Дума назначает внеочередные выборы губернатора края.

Указанные выборы проводятся не позднее чем через 180 и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

В соответствии с п.п. 40.1.1 статьи 40.1 Устава Хабаровского края губер­ натор Хабаровского края вносит в Думу предложение о согласовании назначе­ ния на должность первого заместителя председателя правительства края по экономическим вопросам и имущественным отношениям.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не под­ лежащими применению названных норм Устава Хабаровского края, ссылаясь на то, что закрепление в Уставе края нормы, предусмотренной ч.2 п.34.1 ст.34, нарушает принцип равенства всех граждан перед законом, утвержденным ст.

19 Конституции Российской Федерации; п.38.8 ст.38 Устава края (в части уста­ новления сроков проведения выборов в случае досрочного прекращения пол­ номочий губернатора края) противоречит п. 10 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных органов государственной вла­ сти субъектов Российской Федерации» и ст. 10 Федерального закона «Об ос­ новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­ дан Российской Федерации»; норма п.п.40.1. ст. 40.1 Устава края в части согла­ сования назначения председателя правительства края по экономическим во­ просам и имущественным отношения противоречат ст. 18,24 Федерального за­ кона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и п.4.1 Указа Президента РФ от 14.10.92г. №1231 «Об утверждении Типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, об­ ладающем правами и полномочиями территориального агентства государст­ венного комитета по управлению государственным имуществом».

Решением Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2001 г. заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательной /Думы Хабаровского края по­ ставлен вопрос об отмене решения в части признания недействующим п. 38.8 ст. 38 Устава Хабаровского края, как вынесенного с нарушением норм матери­ ального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны пред законом и судом.

Согласно п."о" ст.71, Конституции Российской Федерации вопросы не­ прикосновенности депутатов, высшего должностного лица, затрагивающие ас- пекты уголовного и уголовно-процессуального законодательства, находятся в ведении Российской Федерации, и по ним принимаются федеральные законы;

административное и административно-процессуальное законодательство относятся к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов (ст.

72 п. "к" ч.1);

по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и при­ нимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ (ч. 1 ст. 76).

Суд правильно указал в решении на то, что законодательство субъекта РФ не может исключать возможность привлечения депутата высшего должно­ стного лица, к уголовной либо административной ответственности, установ­ ленной федеральным законодательством, и тем самым устанавливать какойлибо иной порядок осуществления правосудия и судопроизводства, чем тот.

который предусмотрен Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъ­ екта Российской Федерации) регулируется ст. 18 Федерального закона «Об об­ щих принципах организации законодательных представительных) и исполни­ тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая не предусматривает какой-либо неприкосновенности высшего должно­ стного лица субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 10 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах орга­ низации законодательных (представительных) и исполнительных органов го­ сударственной власти субъектов Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уполномоченные на то органы либо должностные лица в соответствии с федеральным законом, конституцией (ус­ тавом) и (или) законом субъекта Российской Федерации назначают внеочеред­ ные выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъек­ та Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в указанных случаях выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий, а голосование про­ ведено не позднее чем через 180 дней и не ранее, чем через 70 дней со дня при­ нятия решения о назначении выборов.

Вывод суда о том, что норма п. 38.8 ст. 38 Устава Хабаровского края (в части установления сроков проведения выборов в случае досрочного прекра­ щения полномочий губернатора края), предусматривающая, что Дума назнача- ет внеочередные выборы губернатора края, которые проводятся не позднее чем через 180 и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов, противоречит федеральному законодательству, поскольку не содер­ жит ограничения сроков назначения выборов, предусмотренных федеральным законодательством, является правильным.

Довод кассационной жалобы о том, что отсутствие в Уставе Хабаровско­ го края нормы, устанавливающей срок принятия решения о назначении выбо­ ров в случае досрочного прекращения полномочий губернатора не противоре­ чит действующему законодательства, поскольку порядок проведения выборов в Думу и губернатора определяется краевым законом - Избирательный кодексом Хабаровского края, был правильно признан судом несостоятельным. Нормы Устава в этой части регулируют вопрос совместного ведения Российской Фе­ дерации и субъектов Российской Федерации и противоречат указанным нор­ мам федеральных законов.

Согласно п. 7 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах органи­ зации законодательных (представительных) и исполнительных органов госу­ дарственной власти субъектов Российской Федерации» высшему должностно­ му лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполни­ тельного органа государственной власти субъекта РФ) не предоставлено права согласования, назначения руководителей территориальных органов федераль­ ных органов исполнительной власти. Согласно ст. 24 Закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Феде­ рации может принимать участие в согласовании назначения на должность ру­ ководителей территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с п.4.1. Указа Президента РФ от 14.10.92г. №1231 «Об ут­ верждении Типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного области, автономного округа, горо­ дов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства государственного комитета по управлению госу­ дарственным имуществом» комитет по управлению государственным имуще­ ством возглавляет председатель, который по должности является заместителем главы администрации края.

Председатель комитета назначается на должность председателя Госко­ мимущества России и не может назначаться на должность главой администра­ ции либо председателем правительства субъекта Российской Федерации.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его от­ мены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная колле­ гия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2001 г. оставить без измене­ ния, кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.

л Председательствующий

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции