Определение ВС РФ № 143,



\ Ц ГКПИ 2001-1790, 2002-139 # ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ :

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 февраля 02 ] 1 Верховный Суд Российской Федерации в составе I ' ! :

! 1 председательствующего судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.

при секретаре Жуковой И.В.

с участием прокурора Любимовой И.Б.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Мартыновой Евгении Захаровны и Панькова Олега Григорьевича о признании недействительными пунктов 1; 2; 3; 7; 8; 9; 10; 11 Правил взы­ скания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. № 143, 2

установил:

Мартынова Е.З. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными пунктов 1; 2; 3; 7; 8; 9; 10; 11 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Феде­ рации от 22 февраля 2001 г. № 143, ссылаясь на то, что они не соответству­ ют федеральному законодательству и нарушают ее права как взыскателя.

Паньков О.Г. также обратился в Верховный Суд Российской Федера­ ции с заявлением о признании недействительным пункта 3 Правил, утвер­ жденных постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. № 143, т.к. оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральным законам и нарушает его права, возлагая обязанность вместе с исполнитель­ ным листом направлять в органы федерального казначейства копию реше­ ния суда.

Заявители Мартынова Е.З. и Паньков О.Г. о дне слушания дела изве­ щены, в суд не явились.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Янина Н.Г.

возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые пункты Правил не противоречат действующему законо­ дательству и не нарушают прав и охраняемых законом интересов граждан, изданы в пределах компетенции Правительства РФ.

Рассмотрев дело в отсутствии заявителей Мартыновой Е.З. и Панькова О.Г., выслушав объяснения представителя Правительства РФ Яниной Н.Г., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалоб.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненор­ мативный акт государственного органа или органа местного самоуправле­ ния, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не со­ ответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие граждан­ ские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

3 Правительство Российской Федерации 22 февраля 2001 г. издало по­ становление № 143, которым утверждены Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязатель­ ствам получателей средств федерального бюджета.

Настоящие Правила устанавливают порядок взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязатель­ ствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, откры­ тых им в органах федерального казначейства для учета бюджетных средств, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход дея­ тельности В судебном заседании представитель Правительства РФ Янина Н Г.

пояснила, что в связи с введением в действие Бюджетного кодекса Россий­ ской Федерации с 1 января 2000 г , все счета бюджетных учреждений пере­ водятся в органы федерального казначейства. Бюджетное учреждение, под­ ведомственное федеральным органам исполнительной власти, финансирует­ ся из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Согласно ст. 109 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, производится органами федерального казначейства на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов исключитель­ но в пределах целевых назначений, предусмотренных федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год».

В случае недостаточности средств на эти цели на лицевых счетах должников главный распорядитель средств федерального бюджета, в чьЕм ведении находится должник, несет субсидиарную ответственность за испол­ нение судебных решений в порядке, установленном Правительством Рос­ сийской Федерации Аналогичная норма содержится в ст. 127 Федерального закона «О фе­ деральном бюджете на 2002 год».

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2001 г., вступившим в законную силу по делу ГКПИ 2001-1345 установлено, что Правительство РФ в пределах своих полномочий утвердило Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета Правила устанавливают добровольный порядок исполнения требований ак­ тов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам по- 4 лучателей средств федерального бюджета и не ограничивают взыскателя в свободе выбора способа исполнения исполнительного документа.

Они не лишают взыскателя возможности ставить вопрос о принуди­ тельном исполнении судебного решения в порядке предусмотренном Феде­ ральными законами «Об исполнительном производстве», «О судебных при­ ставах», а также ГПК РСФСР.

При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы жа­ лобы Мартыновой Е.З. о несоответствии пункта 1 Правил федеральному за­ конодательству.

Согласно пункту 2 Правил исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган фе­ дерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника.

Бюджетное учреждение подведомственное федеральным органами ис­ полнительной власти в соответствии с п.7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюд­ жетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Россий­ ской Федерации.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 год» в статье 127 устанавливает, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Россий­ ской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых сче­ тов, открытых в органах федерального казначейства.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что одновременно с исполнитель­ ным листом взыскателем представляется копия решения суда и заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечис­ лены средства, подлежащие взысканию.

Из объяснений представителя заинтересованного лица Яниной Н.Г. в суде следует, что Правительство РФ в данном пункте Правил установило перечень необходимых документов для исполнения судебного решения о взыскании денежных сумм с бюджетных учреждений.

В соответствии с ч.2 ст. 127 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств подлежащим исполнению за счет федерального бюджета, с лицевых 5 счетов, открытых в органах федерального казначейства, производится орга­ нами федерального казначейства на основании предъявленных им исполни­ тельных листов судебных органов исключительно в пределах целевых на­ значений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономиче­ ской структурами расходов федерального бюджета.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2001 г.

по делу ГКПИ 2001-864 проверена законность пункта 6 Правил, предусмат­ ривающего субсидиарную ответственность за счет средств, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности должника.

В пункте 7 Правил установлен порядок действий Минфина России, который на основании поступивших исполнительного листа, документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, и копии уведомления органа феде­ рального казначейства, указанного в пункте 6 настоящих Правил, уведомля­ ет главного распорядителя средств федерального бюджета о необходимости погашения задолженности, указанной в исполнительном листе, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обяза­ тельств по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При их недостаточности Министерство финансов Российской Федера­ ции осуществляет перемещение бюджетных ассигнований и изменение ли­ митов бюджетных обязательств путем внесения соответствующих измене­ ний в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

Совершение каких-либо действий от граждан данная норма не преду­ сматривает.

Перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функ­ циональной и экономической классификацией расходов бюджетов Россий­ ской Федерации в пределах 10 процентов утвержденных расходов, в силу ст. 161 БК РФ находится в исключительной компетенции руководителя Минфина России.

В пункте 8 Правил изложен порядок проведения расходов Минфином России, а в пункте 9 Правил определены действия главного распорядителя средств федерального бюджета, который одновременно с представлением в Министерство финансов Российской Федерации реестра финансирования расходов представляет в орган федерального казначейства по месту откры­ тия ему лицевого счета уведомление о лимитах бюджетных обязательств.

6 В пункте 10 Правил говорится о сроке, когда орган федерального ка­ значейства по месту открытия лицевого счета главному распорядителю средств федерального бюджета исполняет содержащиеся в исполнительном листе требования.

На взыскателя указанные нормы Правил никаких дополнительных обязанностей и расходов не возлагают.

Согласно пункту 11 Правил органы федерального казначейства за­ прашивают у должников информацию о структуре расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, связанных с испол­ нением требований, содержащихся в исполнительных листах, в случае если из содержания судебных решений, на основании которых были составлены исполнительные листы, это нельзя установить.

Указанная информация должна быть направлена должником не позд­ нее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса органа феде­ рального казначейства.

При нарушении указанного срока органы федерального казначейства имеют право приостанавливать осуществление операций по расходованию средств с лицевых счетов должников до получения необходимой информа­ ции.

Положения данного пункта Правил адресованы бюджетному учреж­ дению (должнику) и не затрагивают прав и интересов взыскателя.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового ак­ та соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах ком­ петенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права и ох­ раняемые законом интересы граждан, жалобы Мартыновой Е.З. и Панькова О.Г. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197, 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации 7 решил:

жалобы Мартыновой Евгении Захаровны и Панькова Олега Григорье­ вича о признании недействительными пунктов 1; 2; 3; 7; 8; 9; 10; 11 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, 7 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. № 143, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

- ^ *~ Председательствующий Судья Верховного Суда Российской Федерации , ;

Н С.Романенков Копия верна:

Секретарь ае И.В. Жукова

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции