Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ГКПИ01-1354 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации « 20 » февраля 2002 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - Судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
при секретаре Соловьевой В.В.
с участием прокурора Федотовой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жа лобам Правительства г. Москвы и ОАО «Башкирэнерго» о признании неза конным пункта 3 постановления Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. №390 «О мерах по совершенствованию порядка формирования инвестиционных ресурсов в электроэнергетике и государственного контроля за их использо ванием»,
установил:
заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с ука занным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт по становления Правительства РФ по своему содержанию противоречит Кон ституции РФ, а также действующему законодательству РФ по этому вопро су и нарушает охраняемые законом права и интересы заявителей.
2 В частности, при принятии данного постановления Правительство РФ превысило свои полномочия и нарушило требования ст. 5 Федерального за кона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и теп ловую энергию в Российской Федерации», а также требования Гражданско го Кодекса РФ, Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Полагают также, что реализация обжалуемого пункта постановления Правительства РФ уменьшает и размер девиденда, подлежащего выплате акционерам, чем нарушаются их права.
В судебном заседании представители Правительства г. Москвы Семененко Б.Я., Синельникова В.П., Евсин ОН., Бакланов Е.Д. и Сасима В.А., ОАО «Башкирэнерго» Зайцев В П. и Миронов В.В. жалобы поддержали и просили об их удовлетворении с учетом уточненных требований.
Представители Правительства РФ Шмелев М.В., Константинов А.Ю.
и Гайнов М.В., РАО «ЕЭС России» Мочалова К.Г. и Черментеева Ю.П. с жалобами заявителей не согласились и пояснили, что оспариваемый пункт постановления Правительства РФ требованиям действующего по этому во просу законодательства РФ не противоречит и охраняемых законом прав заявителей не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заявителей, представителей за интересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалоб отказать, Верховный Суд Российской Федерации на ходит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, несоответствую щие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть призна ны недействительными.
Как установлено судом, в целях эффективности использования инве стиционных ресурсов в электроэнергетике и усиления государственного контроля в этой области Правительством РФ было принято по этому вопро су постановление от 3 апреля 1997 г. №390, согласно п.З которого Феде ральная энергетическая комиссия РФ обязана по согласованию с Министер ством экономики РФ и Министерством РФ по атомной энергии, утверждать перечень объектов капитального строительства и электроэнергетики и опре делять обоснованную величину инвестиционных средств, включаемых в абонентную плату Российского акционерного общества «ЕЭС России», формируя их за счет прибыли после уплаты всех платежей в бюджет и вне бюджетные фонды.
По утверждению представителей заинтересованных лиц, содержащие ся в приведенном пункте оспариваемого постановления Правительства РФ положения соответствуют требованиям ст. 11 Федерального закона «О госу- 3 дарственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и направлены на обеспечение финансирования деятельности и развития ЕЭС России.
Обязанность по обеспечению финансирования и развития ЕЭС России возложена на Правительство РФ ст. 5 приведенного выше Закона. При при нятии оспариваемого постановления Правительство РФ не вышло за преде лы представленных ему законом прав и полномочий.
Эти утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных доказательств в их опро вержение и представителями заявителей.
Анализ содержания оспариваемого пункта постановления Правитель ства РФ также свидетельствует о его соответствии положениям ст. ст. 5 и 11 названного выше Федерального закона.
При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания незаконным оспа риваемого пункта постановления Правительства РФ не имеется.
Довод заявителей о том, что Правительство РФ при принятии оспари ваемого постановления в указанной части превысило свои полномочия и на рушило требования ст.5 ФЗ «О государственном регулировании тарифов..», не может быть признан обоснованным.
Как уже отмечалось выше, Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов..» к полномочиям Правительства РФ отнесены оп ределение основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию и обеспечение организации финансирования деятельности и развития ЕЭС России (ст. 5). Во исполнение указанного положения Закона постановлени ем Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. №121 были утверждены Основ ные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ, которыми определено, что размер абонентной платы за ус луги РАО «ЕЭС России» устанавливается исходя из экономически обосно ванной потребности в финансовых ресурсах для выполнения возложенных на РАО «ЕЭС России» функций по организации деятельности и развития «ЕЭС России».
Потребность РАО «ЕЭС России» в финансовых ресурсах определяется с учетом средств, относимых на себестоимость услуг, и средств, расходуе мых из прибыли. Одной из составляющих, по которым производится расчет средств, расходуемых из прибыли, является развитие производства, в том числе, капитальные вложения, исходя из программы производственного развития, согласованной в установленном порядке (п.З Приложения №1 к Основным положениям).
Оспариваемым пунктом постановления Правительства РФ установле но, что ФЭК России должна утверждать перечень объектов капитального строительства в электроэнергетике и определять обоснованную величину 4 инвестиционных средств, включаемых в абонентную плату РАО «ЕЭС Рос сии» по согласованию с указанными Министерствами, т.е. фактически оп ределен порядок согласования программы производственного развития ФЭК России, устанавливая размер абонентной платы, должна исхо дить из обоснованности затрат, которые несет РАО «ЕЭС России» при ока зании услуг, а также обоснованности получаемой прибыли, обеспечиваю щей дальнейшее развитие предприятия - РАО «ЕЭС России», возможность выполнения им возложенных на него законодательством и иными правовы ми актами функций по энергоснабжению народного хозяйства и населения и обеспечению надежного функционирования, развития и повышения эффек тивности работы ЕЭС России.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Пра вительство РСФСР при принятии оспариваемого постановления действова ло в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями дейст вующего по этому вопросу законодательства РФ.
Не может быть принято во внимание и утверждение заявителей о про тиворечии пункта 3 названного постановления Правительства РФ требова ниям Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на то варных рынках».
«Основными принципами функционирования и развития федерально го (общественного) оптового рынка электрической энергии (мощности)», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г.
№793, установлено, что РАО «ЕЭС России» оказывает его субъектам услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической сис темы России.
РАО «ЕЭС России» является единственной организацией, оказываю щей подобные услуги, а поэтому его деятельность в этой области контроли руется и регулируется государством с целью недопущения ущемления прав и интересов других хозяйствующих субъектов и физических лиц (ст. 11 ФЗ «О естественных монополиях).
РАО «ЕЭС России» оказывает услуги на основании двусторонних до говоров (п.9 Основных принципов).
В соответствии с п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Федеральным законом «О государственном регулировании тари фов.. » (ст 11) предусмотрено, что установление размера абонентной платы и нормативов формирования средств (размера средств), предназначенных для финансирования деятельности и развития ЕЭС России, отнесено к ком петенции Федеральной энергетической комиссии РФ, которой Правительст вом РФ и поручено разрешить эти вопросы в оспариваемом пункте своего постановления.
/ 5 Следовательно, цена на услуги РАО «ЕЭС России» является в данном случае государственной, регулируемой (ст.424 ГК РФ) и не подлежит изме нению сторонами договора Что касается иных условий договоров: права и обязанности РАО «ЕЭС России» и потребителей услуг, порядок их оказания, а также сроки и порядок их оплаты определяются договорами в соответствии с требования ми главы 39 ГК РФ.
По указанным основаниям суд не может согласиться и с доводом зая вителей о том, что оспариваемый пункт постановления Правительства РФ противоречит нормам Гражданского Кодекса РФ, поскольку он приводится без учета того обстоятельства, что основой ценовой политики в электро энергетике является государственное регулирование.
При этом суд принимает во внимание также и выводы Конституцион ного Суда РФ по этому вопросу, изложенные в определении от 5 июля 2001 года по запросу о проверке конституционности абзаца 3 ст. 11 ФЗ «О госу дарственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», из которых следует, что договоры услуг по энергоснабжению носят добровольный, консенсуальный и взаимный характер. То, что в структуре цен на электрическую энергию на основании общих принципов, установ ленных федеральным законом, должны учитываться не только эксплуатаци онные расходы, но и, как экономическая составляющая, средства на разви тие федеральной энергетической системы, требованиям Гражданского ко декса РФ не противоречит. Отношения между участниками федерального оптового рынка об оплате услуг, оказываемых РАО «ЕЭС России» по орга низации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, в том числе, связанные с установлением размеров и структуры або нентной платы, не имеют характера налоговых, и, соответственно, абонент ная плата не имеет признаков налоговых платежей.
С учетом этого, ссылка заявителей на противоречие оспариваемого пункта постановления Правительства ст.57 и другим статьям Конституции РФ также не может быть признана обоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобы Правительства г. Москвы и ОАО «Башкирэнерго» о призна нии незаконным пункта 3 постановления Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. №390 «О мерах по совершенствованию порядка формирования ин вестиционных ресурсов в электроэнергетике и государственному контролю за их использованием» оставить без удовлетворения.
л 6 Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную Колле гию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в оконча тельной форме.
Председательствующий ^ Судья Верховного Суда ^^^^^Т^Т^ПУуИ^^^^ Российской Федерации <^___----^у П / Ю.Д Редченко КОПИЯ ВЕРНА:
Секретарь В.В.Соловьева
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |