Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ПМ^ЗР|1 ГКПИ2001-184;
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации „19 ..
февраля 2$02 Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующегосудьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.
при секретаре Бирюковой Е.Ю.
и адвокатов Захариной М.М., Ларина Ю.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Везеля Михаила Ивановича о признании незаконным постанов ления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 229 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному по жизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организа ции Объединенных Наций»,
установил:
Везель М.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконным постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 229 «О ежемесячной доплате к государственной пен сии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций г 2 системы Организации Объединенных Наций», ссылаясь на то, что оспа риваемый нормативный правовой акт принят с превышением полномо чий Правительства РФ, не соответствует международному договору и законодательству Российской Федерации и нарушает его право на по лучение пенсии.
В судебном заседании Верховного Суда РФ заявитель Вез ель М.И., его представители Каракозов М.А., Максимов Д.В. поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Наза ров А.С, Васильева Т.Ю., Кулагина И.А. возражали против удовлетво рения жалобы и пояснили, что оспариваемое постановление соответст вует действующему законодательству и международно-правовым нор мам, издано в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН. Выслушав объяснения заявителя Вез ел я М.И., его представителей Каракозова М.А., Максимова Д.В., адвокатов Захариной М.М., Лари на Ю.А., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Назарова А.С, Васильевой Т.Ю., Кулагиной И.А., исследовав материа лы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба подлежит удовлетворению частично.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нор мативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы граж данина или юридического лица, может быть признан судом недействи тельным.
Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Россий ской Федерации» предусматривает возможность обжалования в суд ак тов Правительства Российской Федерации.
Во исполнение статьи 1У Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным пенси онным фондом персонала Организации Объединенных наций о переда че пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности от 10 ок тября 1980 г. Правительство Российской Федерации издало постановле ние № 229 от 23 марта 2001 г. «О ежемесячной доплате к государствен ной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Рос сийской Федерации из числа бывших сотрудников международных ор ганизаций системы Организации Объединенных Наций».
Данным нормативным актом установлено, что гражданам Россий ской Федерации из числа бывших сотрудников международных органи заций системы Организации Объединенных Наций, передавшим свои пенсионные права в соответствии с Соглашением между Правительст вом Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций о 3 передаче пенсионных прав от 10 октября 1980 г., выплачивается ежеме сячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), назначенной им в соответствии с законодательством Рос сийской Федерации.
Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Назаров А.С, вопросы пенсионного обеспечения бывших сотрудников междуна родных организаций системы ООН регулируются соглашением между Правительством СССР и Объединенным пенсионным фондом персона ла ООН о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемст венности от 10 октября 1980 г. Соглашение между Правительством СССР и Правлением ОПФП ООН одобрено ХХХУ сессией Генераль ной Ассамблеи ООН 17 декабря 1980 г. и Правила применения этих со глашений вступили в силу 1 января 1981 г.
Согласно Соглашению от 10 октября 1980 г. участники Пенсион ного фонда ООН получали право на выбор пенсионного обеспечения: в соответствии с Положениями Пенсионного фонда ООН или в соответ ствии с советским законодательством.
Участник, выразивший желание передать свои пенсионные права в соответствии с Соглашением, заполнял два экземпляра заявления в Сек ретариат Правления ОПФП ООН. По получении Секретариатом Прав ления заявления, причитающиеся советскому гражданину средства из ОПФП ООН переводились с Фонд социального обеспечения СССР, под которым подразумевался счет бюджета государственного страхования СССР.
В соответствии со ст.1У Соглашения при переводе Пенсионным фондом в соответствии со статьей Ш средства Фонду социального обес печения СССР в отношении участника:
а) он утрачивает право на получение каких-либо пособий преду смотренных в Положениях, и б) засчитываемый для пенсии срок его службы включается в стаж, дающий право на пенсию по законодательству СССР, как если бы он в это время находился на государственной службе в СССР, сумма, переве денная Фонду социального обеспечения СССР, учитывается при опре делении вида и размера его пенсии в соответствии с законодательством СССР.
Из объяснений представителя Правительства РФ Назарова А.С.
следует, что на практике данный вопрос решался посредством назначе ния советским гражданам, работавшим в международных организациях, персональных пенсий. В связи с распадом СССР и отменой в Россий ской Федерации с 1 января 1992 г. персональных пенсий указанные лица были переведены на государственные пенсии, установленные Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Обязательства, предусмотренные Соглашением от 10 октября 1980 г. государством частично не выполнялись, поскольку при установлении 4 пенсии период работы в международных организациях системы ООН засчитывался в общий трудовой стаж, но суммы взносов не учитывались при определении размера пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 229 гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников меж дународных организаций системы ООН установлены ежемесячные доп латы к государственной пенсии. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в статьях 16 и 21 определяет полномочия Правительства РФ в социальной сфере и обеспечении вы полнения обязательств Российской Федерации по международным до говорам. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Феде рации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ устанавливает виды, размеры трудовых пенсий и не содержит запрета Правительству РФ во исполне ние международных обязательств в социальной сфере устанавливать доплаты к государственной пенсии.
При таких обстоятельствах суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что Правительство РФ с превышением своих полномо чий издало оспариваемый нормативный акт.
Пунктом 2 Постановления предусмотрено, что ежемесячная доп лата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержа нию) устанавливается гражданам, указанным в пункте 1 настоящего По становления, в зависимости от сумы средств, переведенных Объединен ным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных На ций на счет бюджета государственного социального страхования СССР, предназначенный для пенсионного обеспечения, в следующем размере:
а) при сумме переведенных средств до 50 тыс. долларов США - в размере пятикратного минимального размера пенсии по старости;
б) при сумме переведенных средств от 50 тыс. долларов США до 100 тыс. долларов США - в размере семикратного минимального раз мера пенсии по старости;
в) при сумме переведенных средств свыше 100 тыс. долларов США - в размере десятикратного минимального размера пенсии по старости.
По объяснениям представителя заинтересованного лица Назарова А.С. система социального страхования является перераспределитель ной.
С учетом сумм средств переведенных ОПФП ООН Правительст во РФ определило трехуровневый размер ежемесячных доплат к госу дарственной пенсии.
Доводы заявителя Везеля М.И. о том, что оспариваемый норма тивный акт лишает его права на получение пенсионных выплат в поло женном ему объеме являются несостоятельными.
Пунктом 2 Постановления установлены дифференцированные размеры выплат гражданам Российской Федерации из числа бывших 5 сотрудников международных организаций системы ООН в зависимости от суммы переведенных средств.
Российская Федерация, продолжая членство бывшего Союза ССР в ООН, несет в полном объеме ответственность по всем правам и обяза тельствам СССР, включая исполнение соглашения между Правительст вом СССР и ОПФП ООН о передаче пенсионных прав в целях обеспе чения их преемственности.
Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 229 ус тановлены ежемесячные доплаты к государственной пенсии граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН, чего не имеют другие категории пенсионе ров.
Оценка финансово-экономической обоснованности размера еже месячной доплаты к государственной пенсии не относится к компетен ции суда.
Пунктом 3 Постановления установлены ежемесячные доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) вдовам (вдовцам) граждан Российской Федерации из числа бывших со трудников международных организаций системы ООН. Везель М.И. к указанной категории граждан не относится и положения данного пунк та нормативного акта не затрагивают прав и охраняемых законом инте ресов заявителя.
Согласно пункту 4 Постановления при определении размера еже месячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизнен ному содержанию), подлежащей выплате гражданам, указанным в пунк тах 1 и 3 настоящего Постановления, применяется минимальный размер пенсии по старости, установленный в соответствии с федеральным зако ном на день назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).
При увеличении в соответствии с федеральным законом мини мального размера пенсии по старости одновременно повышается раз мер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) исходя из этого увеличения.
Представитель заявителя Максимов Д.В. пояснил в суде, что дей ствующее законодательство не предусматривает минимального размера пенсии.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федера ции», вступивший в силу с 1 января 2001 г., устанавливает, что трудовая пенсия по старости состоит из: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части.
Из объяснений представителей заинтересованного лица в суде сле дует, что Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федера ции» утратили силу и в оспариваемый нормативный акт будут вносить ся изменения.
6 При таких обстоятельствах суд считает, что требования заявителя Везеля М.И. о признании незаконными п.4 Постановления подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.5 Постановления ежемесячная доплата к госу дарственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граж данам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего Постановления, устанав ливается со дня обращения за ней, но не ранее дня назначения им госу дарственной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания).
При этом указанным гражданам, получающим государственные пенсии (ежемесячное пожизненное содержание) на дату вступления в си лу настоящего Постановления, ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) устанавливается с даты вступления в силу настоящего Постановления, если обращение за доплатой последовало не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу на стоящего Постановления.
Как установлено в судебном заседании объяснениями заявителя Везеля М.И. и представителями заинтересованного лица, к данному пункту постановления Правительства РФ 18 января 2002 г. издало по становление № 27, которым предусмотрено произвести в 2002 г. едино временную выплату гражданам, имеющим право на ежемесячную доп лату к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержа нию), установленную Постановлением Правительства Российской Фе дерации от 23 марта 2001 г. № 229 «О ежемесячной доплате к государст венной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций», государст венная пенсия (ежемесячное пожизненное содержание) которым была назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу указанного Постановления.
Пунктом 6 Постановления предусмотрено, что установление и вы платы ежемесячной доплаты к государственной пенсии производятся независимо от полученной суммы государственной пенсии, пособий и других социальных выплат.
Положения данного пункта постановления заявителем не оспари ваются и соответствуют требованиям закона.
Установление и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) в силу п.7 Поста новления производится органом, осуществляющим государственное пенсионное обеспечение, что ни в коей мере не нарушает права заявите ля и не противоречит действующему законодательству.
В пунктах 9, 10, 11 Постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 229 даются поручения федеральным министерствам по реали зации настоящего Постановления.
7 Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполни тельным органом государственной власти Российской Федерации, в со ответствии со ст. 12 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» ру ководит работой федеральных министерств.
Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. утвержде но также Положение о назначении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников меж дународных организаций системы Организации Объединенный Наций, которое определяет порядок назначения и выплаты ежемесячной допла ты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержа нию).
Доводы заявителя о незаконности пунктов 1 и 8 Положения явля ются необоснованными, т.к. Правительство РФ, установив гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций доплаты, в переделах своей компетенции вправе опреде лять порядок их назначения и выплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст 191, 192, 197, 7 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Везеля Михаила Ивановича удовлетворить частично при знать недействительным с 1 января 2002 г. пункт 4 постановления Пра вительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 229 «О ежеме сячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотруд ников международных организаций системы Организации Объединен ных Наций».
В остальной части жалобу Везеля М.И. оставить без удовлетворе ния.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Вер ховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председатель ствующийСудья Верховного Суда Российской Федерации Копия верна:
Секретарь Н.С.Романенков Е.Ю.Бирюкова
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |