Определение ВС РФ № 229



ПМ^ЗР|1 ГКПИ2001-184;

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации „19 ..

февраля 2$02 Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующегосудьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.

при секретаре Бирюковой Е.Ю.

и адвокатов Захариной М.М., Ларина Ю.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Везеля Михаила Ивановича о признании незаконным постанов­ ления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 229 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному по­ жизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организа­ ции Объединенных Наций»,

установил:

Везель М.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконным постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 229 «О ежемесячной доплате к государственной пен­ сии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций г 2 системы Организации Объединенных Наций», ссылаясь на то, что оспа­ риваемый нормативный правовой акт принят с превышением полномо­ чий Правительства РФ, не соответствует международному договору и законодательству Российской Федерации и нарушает его право на по­ лучение пенсии.

В судебном заседании Верховного Суда РФ заявитель Вез ель М.И., его представители Каракозов М.А., Максимов Д.В. поддержали заявленные требования.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Наза­ ров А.С, Васильева Т.Ю., Кулагина И.А. возражали против удовлетво­ рения жалобы и пояснили, что оспариваемое постановление соответст­ вует действующему законодательству и международно-правовым нор­ мам, издано в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН. Выслушав объяснения заявителя Вез ел я М.И., его представителей Каракозова М.А., Максимова Д.В., адвокатов Захариной М.М., Лари­ на Ю.А., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Назарова А.С, Васильевой Т.Ю., Кулагиной И.А., исследовав материа­ лы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба подлежит удовлетворению частично.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нор­ мативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы граж­ данина или юридического лица, может быть признан судом недействи­ тельным.

Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Россий­ ской Федерации» предусматривает возможность обжалования в суд ак­ тов Правительства Российской Федерации.

Во исполнение статьи 1У Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным пенси­ онным фондом персонала Организации Объединенных наций о переда­ че пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности от 10 ок­ тября 1980 г. Правительство Российской Федерации издало постановле­ ние № 229 от 23 марта 2001 г. «О ежемесячной доплате к государствен­ ной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Рос­ сийской Федерации из числа бывших сотрудников международных ор­ ганизаций системы Организации Объединенных Наций».

Данным нормативным актом установлено, что гражданам Россий­ ской Федерации из числа бывших сотрудников международных органи­ заций системы Организации Объединенных Наций, передавшим свои пенсионные права в соответствии с Соглашением между Правительст­ вом Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций о 3 передаче пенсионных прав от 10 октября 1980 г., выплачивается ежеме­ сячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), назначенной им в соответствии с законодательством Рос­ сийской Федерации.

Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Назаров А.С, вопросы пенсионного обеспечения бывших сотрудников междуна­ родных организаций системы ООН регулируются соглашением между Правительством СССР и Объединенным пенсионным фондом персона­ ла ООН о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемст­ венности от 10 октября 1980 г. Соглашение между Правительством СССР и Правлением ОПФП ООН одобрено ХХХУ сессией Генераль­ ной Ассамблеи ООН 17 декабря 1980 г. и Правила применения этих со­ глашений вступили в силу 1 января 1981 г.

Согласно Соглашению от 10 октября 1980 г. участники Пенсион­ ного фонда ООН получали право на выбор пенсионного обеспечения: в соответствии с Положениями Пенсионного фонда ООН или в соответ­ ствии с советским законодательством.

Участник, выразивший желание передать свои пенсионные права в соответствии с Соглашением, заполнял два экземпляра заявления в Сек­ ретариат Правления ОПФП ООН. По получении Секретариатом Прав­ ления заявления, причитающиеся советскому гражданину средства из ОПФП ООН переводились с Фонд социального обеспечения СССР, под которым подразумевался счет бюджета государственного страхования СССР.

В соответствии со ст.1У Соглашения при переводе Пенсионным фондом в соответствии со статьей Ш средства Фонду социального обес­ печения СССР в отношении участника:

а) он утрачивает право на получение каких-либо пособий преду­ смотренных в Положениях, и б) засчитываемый для пенсии срок его службы включается в стаж, дающий право на пенсию по законодательству СССР, как если бы он в это время находился на государственной службе в СССР, сумма, переве­ денная Фонду социального обеспечения СССР, учитывается при опре­ делении вида и размера его пенсии в соответствии с законодательством СССР.

Из объяснений представителя Правительства РФ Назарова А.С.

следует, что на практике данный вопрос решался посредством назначе­ ния советским гражданам, работавшим в международных организациях, персональных пенсий. В связи с распадом СССР и отменой в Россий­ ской Федерации с 1 января 1992 г. персональных пенсий указанные лица были переведены на государственные пенсии, установленные Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Обязательства, предусмотренные Соглашением от 10 октября 1980 г. государством частично не выполнялись, поскольку при установлении 4 пенсии период работы в международных организациях системы ООН засчитывался в общий трудовой стаж, но суммы взносов не учитывались при определении размера пенсии.

Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 229 гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников меж­ дународных организаций системы ООН установлены ежемесячные доп­ латы к государственной пенсии. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в статьях 16 и 21 определяет полномочия Правительства РФ в социальной сфере и обеспечении вы­ полнения обязательств Российской Федерации по международным до­ говорам. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Феде­ рации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ устанавливает виды, размеры трудовых пенсий и не содержит запрета Правительству РФ во исполне­ ние международных обязательств в социальной сфере устанавливать доплаты к государственной пенсии.

При таких обстоятельствах суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что Правительство РФ с превышением своих полномо­ чий издало оспариваемый нормативный акт.

Пунктом 2 Постановления предусмотрено, что ежемесячная доп­ лата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержа­ нию) устанавливается гражданам, указанным в пункте 1 настоящего По­ становления, в зависимости от сумы средств, переведенных Объединен­ ным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных На­ ций на счет бюджета государственного социального страхования СССР, предназначенный для пенсионного обеспечения, в следующем размере:

а) при сумме переведенных средств до 50 тыс. долларов США - в размере пятикратного минимального размера пенсии по старости;

б) при сумме переведенных средств от 50 тыс. долларов США до 100 тыс. долларов США - в размере семикратного минимального раз­ мера пенсии по старости;

в) при сумме переведенных средств свыше 100 тыс. долларов США - в размере десятикратного минимального размера пенсии по старости.

По объяснениям представителя заинтересованного лица Назарова А.С. система социального страхования является перераспределитель­ ной.

С учетом сумм средств переведенных ОПФП ООН Правительст­ во РФ определило трехуровневый размер ежемесячных доплат к госу­ дарственной пенсии.

Доводы заявителя Везеля М.И. о том, что оспариваемый норма­ тивный акт лишает его права на получение пенсионных выплат в поло­ женном ему объеме являются несостоятельными.

Пунктом 2 Постановления установлены дифференцированные размеры выплат гражданам Российской Федерации из числа бывших 5 сотрудников международных организаций системы ООН в зависимости от суммы переведенных средств.

Российская Федерация, продолжая членство бывшего Союза ССР в ООН, несет в полном объеме ответственность по всем правам и обяза­ тельствам СССР, включая исполнение соглашения между Правительст­ вом СССР и ОПФП ООН о передаче пенсионных прав в целях обеспе­ чения их преемственности.

Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 229 ус­ тановлены ежемесячные доплаты к государственной пенсии граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН, чего не имеют другие категории пенсионе­ ров.

Оценка финансово-экономической обоснованности размера еже­ месячной доплаты к государственной пенсии не относится к компетен­ ции суда.

Пунктом 3 Постановления установлены ежемесячные доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) вдовам (вдовцам) граждан Российской Федерации из числа бывших со­ трудников международных организаций системы ООН. Везель М.И. к указанной категории граждан не относится и положения данного пунк­ та нормативного акта не затрагивают прав и охраняемых законом инте­ ресов заявителя.

Согласно пункту 4 Постановления при определении размера еже­ месячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизнен­ ному содержанию), подлежащей выплате гражданам, указанным в пунк­ тах 1 и 3 настоящего Постановления, применяется минимальный размер пенсии по старости, установленный в соответствии с федеральным зако­ ном на день назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).

При увеличении в соответствии с федеральным законом мини­ мального размера пенсии по старости одновременно повышается раз­ мер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) исходя из этого увеличения.

Представитель заявителя Максимов Д.В. пояснил в суде, что дей­ ствующее законодательство не предусматривает минимального размера пенсии.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ ции», вступивший в силу с 1 января 2001 г., устанавливает, что трудовая пенсия по старости состоит из: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части.

Из объяснений представителей заинтересованного лица в суде сле­ дует, что Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федера­ ции» утратили силу и в оспариваемый нормативный акт будут вносить­ ся изменения.

6 При таких обстоятельствах суд считает, что требования заявителя Везеля М.И. о признании незаконными п.4 Постановления подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.5 Постановления ежемесячная доплата к госу­ дарственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граж­ данам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего Постановления, устанав­ ливается со дня обращения за ней, но не ранее дня назначения им госу­ дарственной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания).

При этом указанным гражданам, получающим государственные пенсии (ежемесячное пожизненное содержание) на дату вступления в си­ лу настоящего Постановления, ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) устанавливается с даты вступления в силу настоящего Постановления, если обращение за доплатой последовало не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу на­ стоящего Постановления.

Как установлено в судебном заседании объяснениями заявителя Везеля М.И. и представителями заинтересованного лица, к данному пункту постановления Правительства РФ 18 января 2002 г. издало по­ становление № 27, которым предусмотрено произвести в 2002 г. едино­ временную выплату гражданам, имеющим право на ежемесячную доп­ лату к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержа­ нию), установленную Постановлением Правительства Российской Фе­ дерации от 23 марта 2001 г. № 229 «О ежемесячной доплате к государст­ венной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций», государст­ венная пенсия (ежемесячное пожизненное содержание) которым была назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу указанного Постановления.

Пунктом 6 Постановления предусмотрено, что установление и вы­ платы ежемесячной доплаты к государственной пенсии производятся независимо от полученной суммы государственной пенсии, пособий и других социальных выплат.

Положения данного пункта постановления заявителем не оспари­ ваются и соответствуют требованиям закона.

Установление и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) в силу п.7 Поста­ новления производится органом, осуществляющим государственное пенсионное обеспечение, что ни в коей мере не нарушает права заявите­ ля и не противоречит действующему законодательству.

В пунктах 9, 10, 11 Постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 229 даются поручения федеральным министерствам по реали­ зации настоящего Постановления.

7 Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполни­ тельным органом государственной власти Российской Федерации, в со­ ответствии со ст. 12 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» ру­ ководит работой федеральных министерств.

Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. утвержде­ но также Положение о назначении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников меж­ дународных организаций системы Организации Объединенный Наций, которое определяет порядок назначения и выплаты ежемесячной допла­ ты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержа­ нию).

Доводы заявителя о незаконности пунктов 1 и 8 Положения явля­ ются необоснованными, т.к. Правительство РФ, установив гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций доплаты, в переделах своей компетенции вправе опреде­ лять порядок их назначения и выплаты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст 191, 192, 197, 7 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

жалобу Везеля Михаила Ивановича удовлетворить частично при­ знать недействительным с 1 января 2002 г. пункт 4 постановления Пра­ вительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 229 «О ежеме­ сячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотруд­ ников международных организаций системы Организации Объединен­ ных Наций».

В остальной части жалобу Везеля М.И. оставить без удовлетворе­ ния.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Вер­ ховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председатель ствующийСудья Верховного Суда Российской Федерации Копия верна:

Секретарь Н.С.Романенков Е.Ю.Бирюкова

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции