Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело№24-Г02-1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судей:
М.Н. Лаврентьевой Н.К. Толчеева Т.И. Ерёменко рассмотрела в судебном заседании от 28 февраля 2002 года гражданское дело по жалобе Жане А.К. на действия Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея по кассационной жалобе Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея на решение Верховного суда Республики Адыгея от 25 декабря 2001 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жане А.К. - доверенное лицо зарегистрированного кандидата на должность Президента Республики Адыгея Совмена Х.М. — обратился в Верховный суд Республики Адыгея с жалобой, в которой просил признать незаконным и не порождающим правовых последствий представление Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея № 02-08/645 от 29.11.2001 г., направленное в МВД Республики Адыгея с просьбой провести проверку сведений о лицах, собиравших подписи избирателей в поддержку кандидатов, считая такие действия противоречащими избирательному законодательству.
Решением Верховного суда Республики Адыгея от 25 декабря 2001 года обжалуемое представление признано незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.
В кассационной жалобы Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что председатель Щ Ж Республики Адыгея правомочен был обратиться с таким представлением в правоохранительные органы в целях проверки правильности расходования средств избирательных фондов, направленных на оплату труда лиц, привлеченных для сбора подписей.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.
Как следует из обжалуемого представления, Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея направила Министру внутренних дел Республики Адыгея сведения о лицах, собиравших подписи избирателей, и просила произвести проверку: где и когда собирались ими подписи; сколько и в поддержку какого кандидата собраны ими подписи; заключался ли кандидатом с лицом, собиравшим подписи, договор о сборе подписей, каким образом и в каком размере произведена оплата за собранные подписи.
Данное представление направлено на основании пункта 2 статьи 38 Закона Республики Адыгея «О выборах Президента Республики Адыгея», согласно которому Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея вправе обратиться с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в срок, установленный избирательной комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.
Приведенная норма основана на пункте 2 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающем, что избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи.
Исходя из положений п. 2 ст. 28, п.п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях ...», избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке тех данных, которые относятся непосредственно к кандидатам и предоставляются либо указываются ими (сведения биографического характера, о доходах, об имуществе).
Сведения о лицах, собиравших подписи избирателей, и о порядке сбора подписей в поддержку кандидатов не относятся к таким данным. Проверка достоверности подписей и соответствующих им данных осуществляется в пределах установленного срока не другими органами, а непосредственно самой избирательной комиссией, наделенной правом привлекать к такой проверке экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения (п. 3 ст. 38 Закона Республики Адыгея «О выборах Президента Республики Адыгея») Избирательная комиссия в силу п. 4 ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях ..» наделена правом обращаться в правоохранительные органы с представлением о проведении соответствующей проверки с тем, чтобы немедленно были приняты меры по пресечению нарушений избирательного законодательства.
Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея в таком порядке в правоохранительные органы не обращалась. Обращение с представлением последовало после окончания сбора подписей, что исключало постановку вопроса о пресечении нарушений, если таковые имели место.
Из содержания представления видно, что в нем ставились вопросы, касающиеся порядка проведенного сбора подписей и их количества.
Рассмотрение данных вопросов относится к компетенции самой избирательной комиссии, обязанной принять решение не позднее чем через пять дней после приема подписных листов, а не правоохранительных органов (ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях ...»).
Довод кассационной жалобы о том, что поручение было направлено в порядке осуществления контроля за правильностью расходов средств избирательных фондов кандидатов, несостоятелен. Данный довод опровергается, в первую очередь, характером поставленных вопросов, из которых только последний касается оплаты за сбор подписей.
Кроме того, на основании ст. 61 Закона Республики Адыгея «О выборах Президента Республики Адыгея», на которой основан приведенный в кассационной жалобе довод, Контрольно-ревизионная служба при Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея вправе обращаться в органы исполнительной власти, иные государственные органы, в организации любой формы собственности, а также к гражданам по вопросам, отнесенным к её ведению, запрашивать необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов.
Однако обжалуемым представлением не запрашивались какие-либо сведения либо материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов и находящиеся в распоряжении адресата, а поручалось правоохранительным органом произвести проверку сведений о лицах, производивших сбор подписей.
Такими полномочиями Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея не обладает, в связи с чем направленное ею представление обоснованно признано судом неправомерным, противоречащим избирательному законодательству.
Решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к его отмене в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного суда Республики Адыгея от 25 декабря 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея - без удовлетворения.
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |