Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Цело № КАС01 -474
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в со ставе:
председательствующего:
Федина А.И.
членов коллегии:
Толчеева Н.К.
Петроченкова А.Я.
с участием прокурора:
Федотовой A.B.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 декабря 2001 г.
гражданское дело по заявлению Зимина Н.Ф. о признании частично недейст вительным абзаца 2 пункта 6 «Порядка проведения в 2001 году предвари тельной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Фе дерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Фе деральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Рос сийской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Россий ской Федерации от 19 марта 2001 г. № 222 по кассационной жалобе Прави тельства РФ на решение Верховного Суда РФ от 1 октября 2001 года, кото рым жалоба заявителя удовлетворена.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фе дина А.И., объяснения представителей Правительства РФ Лукиной Г.П. и Яниной Н.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения Зи- мина Н.Ф., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, вы слушав заключение прокурора Федотовой A.B., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Россий ской Федерации
установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 222 утвержден «Порядок проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Феде рации» (далее Порядок).
Зимин Н.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заяв лением о признании недействительным абзаца 2 пункта 6 данного Порядка проведения компенсации вкладов (в той части, в которой он лишает участни ков Великой Отечественной Войны права на получение предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по со стоянию на 20 июня 1991 г.), как противоречащего ст. 112 Федерального за кона от 14 декабря 2000 г. «О федеральном бюджете на 2001 год».
По мнению заявителя, в ст. 112 названного Закона не содержится огра ничений по выплате предварительной компенсации вкладов участникам Ве ликой Отечественной Войны в 2001 г. Между тем, Правительство РФ, указав в абзаце 2 пункта 6 Порядка проведения в 2001 году предварительной ком пенсации вкладов на то, что за исключением случая, установленного в абзаце 1 пункта 6 данного Порядка, «в остальных случаях вклады граждан, по кото рым были произведены начисления и выплата предварительной компенса ции, не подлежат повторной компенсации в соответствии с Федеральным за коном «О федеральном бюджете на 2001 год», тем самым лишило участников Великой Отечественной Войны права на получение предварительной ком пенсации вкладов, полагающейся им согласно ст. 112 этого Закона независи мо от того, получали ли они ранее такую компенсацию.
Ограничив круг получателей предварительной компенсации (в данном случае за счет исключения участников Великой Отечественной Войны, ранее получавших денежную компенсацию по вкладам), Правительство РФ вышло тем самым за пределы предоставленных ей Федеральным законом полномо чий.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Правительство РФ ставит вопрос об отмене су дебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о несоответствии оспоренного положения нормативного правового акта требованиям закона и о превышении Правительством РФ полномочий при принятии оспоренной части акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кас сационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит ос нований к отмене судебного решения.
Признавая оспоренное положение постановления Правительства РФ незаконным, Верховный Суд РФ правильно сослался на то, что Федеральный закон предусмотрел необходимость выплаты предварительной компенсации вкладов участникам Великой Отечественной Войны и при этом никаких ог раничений, связанных с ранее выплачиваемыми компенсациями по этим вкладам по иным основаниям, не установил.
Данный вывод суда полностью соответствует требованиям закона.
Так, статьей 112 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено: направить в 2001 году на финансирование расходов на обеспечение неотложных социально необхо димых нужд граждан, которым принадлежат права по гарантированным сбе режениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года № 73— ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федера ции», средства, предусмотренные настоящим Федеральным законом на по гашение государственного внутреннего долга Российской Федерации, в сум ме 12,0 млрд. рублей, в том числе:
на выплату предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года - в сумме 10,0 млрд.рублей.
До вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации в це лях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан по га рантированным сбережениям, указанные в настоящей статье средства феде рального бюджета направляются Правительством Российской Федерации на выплату предварительной компенсации отдельным категориям граждан Рос сийской Федерации по их вкладам в Сберегательном банке Российской Фе дерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладам (взносам) в организа ции государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) по состоянию на 1 января 1992 года по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Правительство Российской Федерации обеспечивает выплату предва рительной компенсации вкладов в Сберегательном банке Российской Феде рации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организации государственного страхования (Российской государственной страховой ком пании и ее дочерних обществах) в сумме до 1.0 тыс.рублей следующим кате гориям граждан (в том числе наследникам первой очереди, относящимся к указанным категориям граждан):
гражданам Российской Федерации по 1928 год рождения включительно инвалидам 1 группы;
участникам Великой Отечественной Войны;
инвалидам II группы по 1940 год рождения включительно;
родителям детей-инвалидов.
Выплата предварительной компенсации производится вкладчикам ор ганизации государственного страхования (Российской государственной стра ховой компании и ее дочерних обществ) исходя из размера уплаченных в пе риод до 1 января 1992 года страховых взносов по закончившимся договорам страхования.
В случае смерти владельца гарантированных сбережений наследникам на оплату ритуальных услуг выплачивать компенсацию:
в размере 6 тыс.рублей, если сумма вкладов либо уплаченных взносов умершего владельца больше 400 рублей или равна 400 рублям (исходя из на рицательной стоимости денежных знаков в 1991 году);
в размере, равном сумме вкладов либо уплаченных взносов умершего владельца, умноженной на коэффициент 15, если сумма вкладов (взносов) меньше 400,0 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).
В случае, если владелец гарантированных сбережений ранее получал предварительную компенсацию по вкладу в Сберегательном банке Россий ской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года или в организации госу дарственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) по состоянию на 1 января 1992 года, сумма ком пенсации, выплачиваемая наследникам умершего владельца гарантирован ных сбережений на оплату ритуальных услуг в соответствии с настоящей статьей, уменьшается на сумму предварительной компенсации, полученной владельцем гарантированных сбережений ранее.
Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утвердить порядок про ведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных кате горий граждан Российской Федерации по их вкладам (взносам) в организа ции государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) по состоянию на 1 января 1992 года по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Приведенные нормы закона судом первой инстанции обоснованно ис толкованы таким образом, что, независимо от ранее получаемой владельцем вклада предварительной компенсации (в рассматриваемом случае - по осно ванию достижения определенного возраста), такой гражданин имеет право получить предварительную компенсацию в установленном Правительством РФ размере и как участник Великой Отечественной Войны.
Довод в кассационной жалобе о том, что из статьи 112 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» якобы следует, что законода тель предусмотрел возможность выплаты предварительной компенсации по сле получения владельцем вклада такой компенсации лишь наследникам вла дельца вклада, нельзя признать обоснованным. Такой вывод из приведенной нормы закона не следует.
Кроме того, законодатель в ст. 112 Закона предусмотрел самостоятель ного субъекта (наследника) на получение компенсации на оплату ритуальных услуг в конкретном размере в зависимости от уплаченных сумм вкладов и указал именно на необходимость уменьшения суммы компенсации (на опла ту ритуальных услуг) на сумму предварительной компенсации, полученной владельцем гарантированных сбережений ранее.
Нельзя согласиться и с доводом в кассационной жалобе о том, что имея полномочия по направлению бюджетных средств на выплату предваритель ной компенсации отдельным категориям граждан по их вкладам и по обеспе чению такой выплаты, Правительство РФ не имело возможности предусмот реть выплату предварительной компенсации по каждому из оснований неза висимо от ранее произведенных выплат, поскольку на указанные цели Феде ральным законом было выделено всего 10,0 млрд.рублей.
Согласно ч.Ш ст. 112 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» Правительству РФ предоставлено право обеспечивать выплату предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке РФ в сумме до 1.0 тыс .руб. (в судебном решении ошибочно указана сумма в 10,0 тыс.руб.).
Таким образом, Правительство РФ имело реальную возможность обес печить выплату указанных компенсаций участникам Великой Отечественной Войны независимо от ранее произведенных по иным основаниям выплат, оп ределив сумму выплат менее 1,0 тыс.руб.
В кассационной жалобе Правительство РФ утверждает, что оспоренное положение нормативного акта принято в пределах полномочий, имеющихся у него на основании статей 1 и 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», согласно которым Правительство РФ, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Рос сийской Федерации, наделено полномочиями в сфере бюджетной, финансо вой, кредитной и денежной политики и осуществляет управление государст венным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.
Однако, согласно ст.115 Конституции РФ Правительство РФ издает по становления и распоряжения, обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.
Как указано выше, положение оспоренного абзаца 2 пункта 6 Порядка не соответствует ст.112 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», хотя во исполнение именно ст. 112 и принято оспоренное поста новление Правительством РФ, как это следует из преамбулы акта.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная жалоба удовлетво рению не подлежит.
Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховно го Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства РФ - без удовлетворения.
Председательствующий Члены коллегии А.Я.Петроченков КОПИЯ в е р н а : Зав.секретариатом Кас.коллеги Верховного Суда РФ II» -Ю.В.Попова
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |