Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д е л о № 60-Г01-7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским Российской Федерации в составе:
делам Верховного председательствующего В.П. Кнышева судей Н.В. Харланов Суда Б.А. Горохова рассмотрела в судебном заседании 25 декабря 2001 г. гражданское дело по заявлению прокурора Камчатской области о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению ч. 1 ст. 6 Закона Камчатской области «О местном референдуме в Камчатской области» в части, устанавливающей право главы муниципального образования быть субъектом права инициативы проведения местного референдума по кассационной жалобе Администрации Камчатской области на решение Камчатского областного суда от 12 ноября 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей отменить решение суда и вынести новое решение по делу об отказе прокурору в удовлетворении заявления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Прокурор Камчатской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению части 1 статьи 6 Закона Камчатской области от 30 августа 1999 г. № 55 «О местном референдуме в Камчатской области» в части, устанавливающий право главы муниципального образования быть субъектом права инициативы проведения местного референдума.
Решением Камчатского областного суда от 12 ноября 2001г.
заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрации Камчатской области ставится вопрос об отмене решения суда как принятого в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 августа 1995 г.
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» субъектами, обладающими правом инициативы проведения местного референдума являются: представительный орган местного самоуправления и население муниципального образования. Других субъектов инициативы проведения местного референдума не предусмотрено этим законом, в связи с чем законами субъектов Российской Федерации не может быть расширен круг субъектов такой инициативы.
Между тем с таким выводом суда согласиться нельзя.
Действительно в п. 2 ст. 22 названного выше Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
Между тем, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помимо граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, право инициативы проведения референдума может быть предоставлено иным субъектам законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской федерации в своем законе право инициативы проведения местного референдума может предоставить иным субъектам, помимо населения муниципального образования.
При этом судебная коллегия исходит также из того, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принят позднее, чем Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем подлежат применению его положения по вопросу проведения местного референдума.
Кроме того, статьей 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что данный закон определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в местном референдуме, а законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные этим законом.
Предоставление законом субъекта Российской Федерации главе муниципального образования права инициативы проведения местного референдума является дополнительной гарантией граждан на участие в референдуме.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Оспариваемое прокурором положение ч. 1 ст. 6 Закона Камчатской области «О местном референдуме в Камчатской области» не противоречит указанному выше Федеральному закону.
Что касается п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации», то он не содержит запрета на предоставление главе муниципального образования права инициативы проведения местного референдума.
С учетом названных выше положений федерального законодательства, у суда не было оснований для вывода о противоречии оспариваемой прокурором нормы Закона Камчатской области «О местном референдуме в Камчатской области» требованиям федерального закона.
Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, имеются основания для вынесения по делу нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Камчатского областного суда от 12 ноября 2001 г. отменить и вынести новое решение, которым прокурору Камчатской области в удовлетворении заявления о признании частично недействительной ч. 1 ст. 6 Закона Камчатской области «О местном референдуме в Камчатской области» - отказать..
Председательствующий:
Судьи:
аг ^~уУ С_
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |