Определение ВС РФ от 16.10.2001 № 78г01-82



ВЕРХОВНЬШ РОССИЙСКОЙ СУД ФЕДЕРАЦИИ Д е л о № 78г01-82

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий­ ской Федерации в составе председательствующего Лаврентьевой М.Н.

судей Соловьева В.Н. и Маслова А.М.

рассмотрела в судебном заседании от 24 декабря 2002 г. дело по жало­ бе Кольцовой Л.П. о признании недействующей и не подлежащей примене­ нию нормы Закона Санкт-Петербурга «О наземном пассажирском маршрут­ ном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге» по кассационной жалобе Кольцовой Л.П. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 16.10.2001 г., которым в удовлетворении жалобы отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Н.Лаврентьевой, судебная коллегия

установила:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 19.01.2000 г. был принят Закон Санкт-Петербурга «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге», подписанный Губер­ натором Санкт-Петербурга 8.02.2000 г.

В абзаце 8 ст.2 названного Закона использовано понятие «коммерче­ ский маршрут», т.е. «маршрут наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования не производящего обслуживания льготных категорий пассажиров и перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования, установленным Администрацией СанктПетербурга».

Кольцова Л.П. обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать не действующей и не подлежащей применению ст.2 упомянутого Закона Санкт-Петербурга в части слов «не производящего обслуживания льготных категорий пассажиров», поскольку такое понятие как «коммерческий мар­ шрут» отсутствует в федеральном законодательстве и нарушает ее право, как инвалида 2-й группы, награжденной знаком «Жителю блокадного Ле­ нинграда» на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), предусмотренное федеральными законами «О ве­ теранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Санкт-Петербургский городской суд 16.10.2001 г. постановил решение об отказе в удовлетворении жалобы заявительницы, об отмене которого, по­ лагая его незаконным, просит Кольцова в кассационной жалобе.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ нахо­ дит, что решение Санкт-Петербургского городского суда подлежит отмене по следующим основаниям.

При рассмотрении дела и отказе в удовлетворении жалобы Кольцовой Л.П. суд исходил из того, что оспариваемая норма закона Санкт-Петербурга, регулирующая вопросы организации работы транспорта, в силу положений ст.73, 76 Конституции Российской Федерации не относиться к предметам ведения исключительно Российской Федерации либо совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим субъект Российской Федерации, в данном случае, город федерального значения СанктПетербург, вправе осуществлять собственное правовое регулирование на­ званного вопроса, соблюдая при этом основы конституционного строя.

Поэтому, указал суд, введение обжалуемой нормы закона субъекта РФ, касающегося вопросов транспортного обслуживания населения, такого понятия как «коммерческий маршрут» произведено Законодательным Соб­ ранием Санкт-Петербурга в пределах свей компетенции, в соответствии с требованием п.4 ст.76 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, указал суд в решении, обжалуемая норма Закона СанктПетербурга противоречит федеральному законодательству, не содержит и не нарушает права заявительницы.

Вывод в решении суда сделан в нарушение норм материального права.

Как видно из приведенного выше текста обжалуемого Кольцовой аб­ заца 8 ст.2 Закона Санкт-Петербурга «О наземном пассажирском маршрут­ ном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге» коммерческий маршрут является маршрутом наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования, но не производящего обслуживание льгот­ ных категорий пассажиров и перевозок пассажиров по проездным докумен- там многоразового пользования, установленным Администрацией СанктПетербурга.

Таким образом, положение оспариваемой нормы закона СанктПетербурга касается установления условий перевозки пассажиров в городе федерального значения, а не относится к вопросам организации работы транспорта, как ошибочно, указал суд в решении.

Правоотношения, возникающие из договора перевозки, относятся к гражданско-правовым и регулируются правилами ст.ст.784-800 Граждан­ ского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации граж­ данское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно п.5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации за­ коном или иными правовыми актами отдельным категориям граждан могут быть установлены льготы или преимущества по провозной плате.

В силу п.12 ст.18 Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.95 г. с последую­ щими изменениями, лицам, награжденным знаком «Житель блокадного Ле­ нинграда» предоставлено право на бесплатный проезд на всех видах город­ ского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе, независимо от их места жительства... в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соот­ ветствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и приго­ родного сообщения, кроме такси.

Таким образом, названными нормами федеральных законов установ­ лены определенные льготы по провозной плате пассажиров на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), не исключая и ком­ мерческий маршрут общегородского транспорта.

Указанные льготы названным законом субъекта Российской Федера­ ции существенно ограничены.

Однако такие ограничения в условиях договора перевозки возможны лишь на уровне федерального закона.

При определении юридически значимых обстоятельств по делу ука­ занные обстоятельства судом не учтены.

Нельзя согласиться с доводами суда в решении и о том, что сам по се­ бе названный Закон Санкт-Петербурга не вводит коммерческие маршруты на том или ином виде транспорта общего пользования в городе, а лишь дает такое понятие и устанавливает потенциальную возможность его открытия.

К кассационной жалобе Кольцовой Л.П., приобщены документы, из которых следует, что коммерческие маршруты на общегородском транспор­ те в Санкт-Петербурге являются действующими на основании принятого Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2000 г.

При постановке решения судом не принято мер к всестороннему и полному исследованию указанных обстоятельств.

По изложенным основаниям, в связи с нарушением норм материаль­ ного и процессуального права решение суда не является законным.

Руководствуясь ст.ст.305, 306 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 16.10.2001 г. отме­ нить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий Судьи ел Щ^^Ьл ^ 1

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции