Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
Д е л о № 5 - г 0 1 - 149 Определение Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в составе хгредседательстаующего В. П. Кнышева судей В. И. Нечаева и А. В. Харланова рассмотрела в судебном заседании 27 ноября 2001 г.
кассационную жалобу Жарко В. П., Павленко А. В. и Шмелева В. А. на ре шение Московского городского суда от 8 октября 2001 г., которым отказано им в заявлении о признании частично противоречащим федеральному закону Закона города Москвы "Устав города Москвы".
Заслушав доклад судьи Нечаева В. П., объяснение Павленко А. В., объ яснения представителя Московской городской думы Филиппова П. А. и представителя Мэра г. Москвы Расторгуева А. Е., исследовав материалы де ла, коллегия установила.
В Уставе города Москвы от 28 июня 1995 г., в редакции Закона г. Моск вы от 13 июля 2001 г. № 32, установлено, что (п. 2 ст. 16) образование, пре образование и упразднение районов, присвоение им наименований, установ ление и изменение их границ осуществляется Московской городской думой по представлению мэра г. Москвы; (п. 3 ст. 18) вне территорий районов тер риториальные единицы с особым статусом образуются Мэром г. Москвы; (п.
1 ст. 20) в собственности города Москвы находятся средства бюджета города Москвы, имущество городских государственных предприятий ^учреждений, акции и доли города Москвы в хозяйственных обществах, иные объекты гра жданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Фе дерации или других определенных законом собственников; (п. 3 ст. 29, третье предложение) к источгшкам доходов бюджета города Москвы законом города Москвы относятся налоги и сборы, установленные федеральным за конодательством в качестве источников доходов бюджетов муниципальных образований.
Жарко В. П., Павленко А. В. и Шмелев В. А. обратились в суд с заявле нием о признании не соответствующими федеральному закону и не подле жащими применению приведенных п. 2 ст. 16, п. 3 ст. 18, п. I ст. 20 и третье го предложения п. 3 ст. 29 Закона города Москвы «Устав города Москвы» от 28 июня 1995 г., в редакции Закона г. Москвы от 13 июля 2001 г. № 32. Заяв ление обосновано тем, что вопросы, предусмотренные пунктом 2 ст. 16 Уста ва, должны решаться с учетом мнения населения; пункт 3 ст. 18 лишает насе ление права на местное самоуправление; пункт 1 ст. 20 включает в собствен ность города бесхозяйные вещи, статус которых определен ст. 225 ГК РФ и это противоречит требованиям гражданского законодательства.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе Жарко В. П., Павленко А. В. и Шмелев В. А. просят отменить реше ние суда, считая его незаконным. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Как видно из материалов дела, суд сделал обоснованный вывод о том, что положения п. 2 ст. 16, п. 3 ст. 18 и п. 1 ст. 20 Устава города Москвы не противоречат федеральному законодательству. Так, пункт 2 ст. 16 Устава го рода Москвы определяет лишь орган, который осуществляет образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, уста новление и изменение их границ. Учет мнения населения муниципальных образований предусмотрен пунктом 29 ст. 35 Устава, которым определен по рядок объединения или преобразования муниципальных образований, уста новления или изменения их территорий.
Статья 18 Устава города Москвы определяет понятие, статус и порядок образования территориальных единиц с особым статусом. В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации "О статусе столицы в Российской Феде рации" территория города Москвы может включать в себя территории рай онов в городе (муниципальных районов), других административно - террито риальных единиц, а также внутригородские территории административного управления. Правовое положение указанных административно - территори альных единиц и территорий регулируется Уставом города Москвы. В судеб ном заседании было выяснено, что территориальные единицы с особым ста тусом, которые образуются Мэром г. Москвы, образуются вне территорий районов, на них отсутствует население, поэтому право граждан, в том числе не проживающих на данных территориях заявителей, на осуществление ме стного самоуправления не нарушается.
Содержание пункта 1 статьи 20 Устава города Москвы не противоречит статье 225 ГК РФ. При анализе оспариваемой заявителями правовой нормы и статьи 225 ГК РФ, нельзя сделать вывод о том, что в собственность города включаются бесхозяйные вещи.
Вместе с тем, третье предложение («К источникам доходов бюджета го рода Москвы законом города Москвы относятся налоги и сборы, установлен ные федеральным законодательством в качестве источников доходов бюдже тов муниципальных образований») пункта 3 ст. 29 Устава города Москвы не соответствует федеральному законодательству. Согласно Бюджетному ко дексу Российской Федерации доходы бюджетов субъектов Российской Феде рации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых дохо дов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования мест ным бюджетам (п. 1 ст. 55). К налоговым доходам бюджетов субъектов Рос- сийской Федерации относятся, в частности, отчисления от федеральных ре гулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федераль ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за ис ключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в по рядке бюджетного регулирования местным бюджетам (ст. 56). К налоговым доходам местных бюджетов относятся: собственные налоговые доходы мест ных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым зако нодательством Российской Федерации; отчисления от федеральных и регио нальных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации (ст. 61). Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по став кам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного само управления (ст. 63).
В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формиро вание, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их испол нением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
По смыслу приведенных правовых норм, источниками бюджета субъек тов Российской Федерации не могут быть налоги и сборы, установленные федеральным законодательством в качестве источников доходов бюджетов муниципальных образований.
Частью 2 пункта 3 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах ор ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге в целях сохранения единства городского хозяй ства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных об разований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муни ципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определя ются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.
Данная правовая норма устанавливает, что в г. Москве в целях сохране ния единства городского хозяйства источники доходов местных бюджетов определяются законами г. Москвы. Но она не предусматривает, что налоги и сборы, установленные федеральным законодательством в качестве источни ков доходов бюджетов муниципальных образований, являются источниками доходов бюджета города Москвы. Налоги и сборы, установленные федераль ным законодательством в качестве источников доходов бюджетов муници пальных образований, должны поступать в силу указанных выше федераль ных законов в бюджеты муниципальных образований.
Так как судом при рассмотрении дела в этой части неправильно истол кованы правовые нормы, коллегия считает возможным отменить частично решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение о частичном удовлетворении требований заявителей.
Подлежит отмене решение суда также и в части указания на то, что зая вителями не представлено доказательств, подтверждающих, что оспаривае мыми положениями Устава нарушаются их права на осуществление местного самоуправления. По ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах орга низации местного самоуправления в Российской Федерации», граждане, проживающие на территории муниципального образования, вправе предъяв лять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местно го самоуправления актов органов государственной власти.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального ко декса РСФСР, коллегия определила отменить решение Московского городского суда от 8 октября 2001 г. в части указания на то, что заявителями не представлено доказательств, подтвер ждающих, что оспариваемыми положениями Устава нарушаются их права на осуществление местного самоуправления, а также в части отказа в признании противоречащим федеральному законодательству третьего предложения пункта 3 ст. 29 Закона города Москвы «Устав города Москвы» и вынести в этой части новое решение. Признать противоречащим федеральному законо дательству, не действующим и не подлежащим применению третье предло жение: «К источникам доходов бюджета города Москвы законом города Мо сквы относятся налоги и сборы, установленные федеральным законодатель ством в качестве источников доходов бюджетов муниципальных образова ний.» пункта 3 ст. 29 Закона города Москвы «Устав города Москвы» от 28 июня 1995 г., в редакции Закона г. Москвы от 13 июля 2001 г. № 32.
В остальной части решение Московского городского суда от 8 октября 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жарко В. П., Павленко А. В. и Шмелева В. А. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Н л г* »''. г > , ' » т » Я ' г Б;
| 1тве:шый секретарь хозиого Суда Р Ф ч^улот.т/\ -
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |