Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ РОССИЙСКОЙ СУД ФЕДЕРАЦИИ Дело№92Г01-13
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Россий ской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.
судей Горохова Б.А.
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 4 декабря 2001 г. дело по заявле нию прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федерально му законодательству, недействительным и не порождающим правовых по следствий п.З постановления Правительства Республики Тыва «О мерах по осуществлению государственного контроля за качеством, объемом произ водства и оборотом алкогольной продукции на территории Республики Тыва № 717 от 26 июля 2000 г., по кассационной жалобе прокурора на решение Верховного Суда Республики Тыва от 3 октября 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кны шева В.П., заключение прокурора Федотовой А.В., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Рос сийской Федерации
установила:
прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания пункт 3 постановления Правительства Республики Тыва «О мерах по осуществлению государствен ного контроля за качеством, объемом производства и оборотом алкогольной продукции на территории Республики Тыва № 717 от 26 июля 2000 г. " В обоснование требований прокурор указал, что пунктом 3 обжалуемо го постановления Правительства Республики Тыва в целях осуществления комплекса специальных защитных мер в отношении поступающих на терри торию Республики Тыва в розничную продажу спиртных напитков, обеспе чения безопасности здоровья и жизни граждан, а также пресечения фактов фальсификации спиртных напитков, в соответствии с Федеральным законом от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Феде ральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» Государственному унитарному предприятию «Оптовый алкогольный центр» поручено осуществлять работы по нанесению Специального защитного знака Республики Тыва на каждую единицу алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам. Одна ко эти положения пункта 3 постановления противоречат федеральному зако нодательству, поскольку ГУП «Оптовый алкогольный центр» не правомочен осуществлять работы по нанесению Специального защитного знака Респуб лики Тыва на алкогольную продукцию.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 3 октября 2001 г. за явление прокурора оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной прокурором, поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и про цессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Су дебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Феде рации находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основани ям.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления суд пришел к выво ду о том, что пункт 3 постановления Правительства Республики Тыва «О ме рах по осуществлению государственного контроля за качеством, объемом производства и оборотом алкогольной продукции на территории Республики Тыва» № 717 от 26 июля 2000 г. принят правительством в пределах компе тенции и не противоречит федеральному законодательству.
Между тем с таким выводом согласиться нельзя по следующим осно ваниям.
Федеральным законом «О государственном регулировании производ ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продук ции» № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ) проведение государственного контроля за качест вом, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных за щитных мер в отношении поступающих в розничную продажу спиртных на питков в соответствии с п.4 ст. 12 настоящего Федерального закона, отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Россий ской Федерации (ст.6).
В п.4 ст. 12 Федерального закона предусмотрено, что в целях защиты от подделок субъекты Российской Федерации могут вводить специальные за щитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков.
Пунктом 2 ст. 193 Налогового кодекса РФ установлено, что реализуе мая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке региональ ными специальными марками. Порядок изготовления и реализации регио нальных специальных марок определяются Правительством Российской Фе дерации.
Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации по становлением от 27.12.2000 г. № 1023 утвердило Правила изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, действующие в редакции постановления от 28.05.01 г. № 419.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предло жено провести с целью определения изготовителя региональных специаль ных марок конкурс среди соответствующих российских организаций, Мини стерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством Рос сийской Федерации по налогам и сборам поручено утвердить технические требования к региональным специальным маркам, обязательные для изгото вителей таких марок.
Исходя из положения ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации о том, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Россий ской Федерации, нормативные правовые акты Республики Тыва, опреде ляющие проведение идентификации качества спиртных напитков, подтвер ждаемого специальным защитным знаком Республики Тыва не могут проти- воречить названной норме Налогового кодекса РФ и принятому в соответст вии с ним постановлению Правительства Российской Федерации.
Распоряжением от 18.01.2001 г.№ 65-р Правительство Российской Фе дерации разрешало реализовывать продукцию, маркированную специальны ми марками и региональными специальными марками, впредь до введения региональных специальных марок, предусмотренных указанным постанов лением от 27.12.2000 г. № 1023, но не позднее чем до 1 июля 2001 г.
Однако это распоряжение отменено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.01 г. № 747-р, которым предписано произве сти инвентаризацию остатков алкогольной продукции, не маркированной ре гиональными специальными марками, то есть предусмотренными постанов лением от 27.12.2000 г. № 1023, и разрешена реализация до 1 сентября 2001 г. указанных остатков алкогольной продукции в объемах, установлен ных при проведении инвентаризации.
Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне закреплена маркировка спиртных напитков региональными специальными марками и установлены правила маркировки, ранее введенные субъектами Российской Федерации идентификационные марки, как и порядок их изготовления и реализации, не признаны действительными.
С учетом этих обстоятельств суду необходимо было дать оценку и проверить п.З оспариваемого постановления правительства и утвержденного в Республике «Порядка прохождения обязательного контроля за законно стью оборота алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам и ее соответствия установленным стандартам» на соответствие названных пра вовых актов Федеральному законодательству.
Однако это не сделано судом.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать соответст вующим требованиям закона и оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и в со ответствии с требованиями закона разрешить заявленное требование.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ст.305 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Фе дерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 3 октября 2001 г. отме нить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Пре дсе дате л ьству ющий Судьи нг Копи я верирр^ ^ Ответственный^ек ' • Верховного Су<
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |