Определение ВС РФ № 11-ОП-23



1 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело№11-ОП-23 КАССАЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 17 марта 2011г.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Борисова В.П., судей Ламинцевой С.А. и Пейсиковой Е.В.

при секретаре Ядренцевой Л.В.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Соколова В.В. на постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 14 января 2011 г., по которому Соколову Виктору Владимировичу, обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных чч.1,3 ст.

210, ч.4 ст. 159, ч.4 ст. 174.1 УК РФ, ПРОДЛЕН срок содержания под стражей на 3 месяца, а всего до 34 месяцев 27 суток - до момента окончания ознакомления с материалами дела и направления прокурором уголовного дела в суд, то есть до 18 апреля 2011 г.

2 Заслушав доклад судьи Ламинцевой С.А., объяснения Соколова В.В. по доводам его жалобы, просившего изменить ему меру пресечения на подписку о невыезде или на залог, объяснения адвоката Кирасирова И.А. в защиту интересов Соколова, мнение прокурора Копалиной П.Л., полагавшей постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

органами предварительного следствия Соколов обвиняется в совершении ряда преступлений, в том числе особо тяжкого преступления.

26 марта 2008 г. подозреваемый Соколов объявлялся в розыск, а 20 мая 2008 г. он был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ.

22 мая 2008 г. Набережночелнинским городским судом в удовлетворении ходатайства об избрании Соколову меры пресечения в виде заключения под стражу было отказано, в тот же день Соколов был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ.

27 мая 2008 г. тем же судом в отношении его была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В дальнейшем срок содержания Соколова под стражей неоднократно продлевался, последний раз постановлением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 1 октября 2010 г. на 3 месяца, то есть до 18 января 2011 г. включительно.

Срок предварительного следствия по делу продлён в установленном законом порядке до 39 месяцев, то есть до 18 апреля 2011 г.

Руководитель следственной группы 28 декабря 2010 г. с согласия руководителя следственного органа - заместителя министра внутренних дел по Республике Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с ходатайством о продлении срока содержания Соколова под стражей на 3 месяца, а всего до 34 месяцев 27 суток, то есть до 18 апреля 2011 г.

включительно, мотивируя своё ходатайство тем, что срок содержания под стражей Соколова истекает 18 января 2011г., однако с учетом большого объёма материалов уголовного дела требуется значительное время для ознакомления обвиняемого с делом.

Следователь исходил из невозможности избрания в отношении Соколова меры пресечения, не связанной с заключением под стражу.

Суд счёл представленное ходатайство подлежащим удовлетворению.

3 На это постановление судьи Соколовым принесена кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос об отмене постановления суда о продлении срока содержания его под стражей и избрании в отношении его меры пресечения, не связанной с заключением под стражу. Соколов ссылается на то, что с самого начала его задержание и избрание в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу были осуществлены с нарушением уголовнопроцессуального закона. Считает, что постановление суда от 14 января 2011 г. также не соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, а ссылки суда в постановлении являются лишь предположением и не подтверждаются фактическими обстоятельствами, неправильны по существу.

Указывает, что аргументация суда является неубедительной и формальной.

Обращает внимание на то, что суд оставил без внимания такие моменты, как его личные качества, семейное положение, образ жизни, мировоззрение, род занятий, состояние здоровья, а также доводы защиты в его интересах.

Полагает, что длительное содержание его под стражей нарушает все разумные подходы к разрешению этого вопроса. Считает, что законных оснований для содержания его под стражей не имеется, поскольку в связи с окончанием производства следственных действий риск возможности воздействия на свидетелей с его стороны «сведён к нулю».

Проверив представленные материалы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе Соколова, Судебная коллегия находит постановление судьи обоснованным.

В соответствии с требованиями чч. 7, 8 ст. 109 УПК РФ срок содержания обвиняемого под стражей может быть продлён судьёй до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд.

Из материалов дела следует, что ходатайство о продлении срока содержания под стражей Соколова было составлено с соблюдением уголовно-процессуального закона, в установленные законом сроки и надлежащим образом представлено в суд для рассмотрения.

Суд в установленные законом сроки рассмотрел это ходатайство и обоснованно удовлетворил его, мотивировав свое решение.

Суд правильно указал в постановлении, что мера пресечения в виде заключения под стражу избрана в отношении Соколова в соответствии с требованиями ст. 108 УПК РФ. Оснований для ее отмены или изменения суд не усмотрел.

В постановлении суда содержится правильная ссылка и на то, что Соколов обвиняется в совершении ряда преступлений, в том числе особо тяжкого преступления, выразившегося в создании преступного сообщества; что, 4 находясь на свободе, он может скрыться от органов следствия и суда или иным путём воспрепятствовать производству по делу.

Суд обоснованно принял во внимание ссылку органов следствия на то, что материалы уголовного дела, по которому привлечён в качестве обвиняемого Соколов, представляют особую сложность как по количеству эпизодов, специфике расследования, так и по его объёму - 508 томов в отношении 15 обвиняемых.

Из представленных материалов следует, что по состоянию на 14 января 2011 г. Соколов ознакомился лишь с 317 томами уголовного дела.

Выполнение требований ст. 217, 219, 220 УПК РФ в ранее установленный срок содержания Соколова под стражей не завершилось.

С учётом большого объёма и значительной сложности уголовного дела суд обоснованно указал, что для того, чтобы завершить выполнение означенных требований уголовно-процессуального закона, требуется дополнительное время.

Одновременно с этим суд с учётом длительности содержания Соколова под стражей частным постановлением обратил внимание органов следствия на необходимость повышения эффективности их действий по ознакомлению Соколова с материалами дела в целях выполнения требований закона о разумных сроках содержания под стражей.

Таким образом, Судебная коллегия считает, что суд мотивировал своё решение по вопросу о мере пресечения в отношении Соколова и привёл в своём постановлении обстоятельства, при которых освобождение Соколова из-под стражи не соответствует интересам общества.

Судом при рассмотрении ходатайства не допущено нарушений уголовно процессуального закона, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность соответствующего постановления.

Вопрос о доказанности вины при разрешении указанного выше ходатайства не подлежит обсуждению, как и иные вопросы, касающиеся рассмотрения дела по существу.

Каких - либо данных, свидетельствующих о невозможности содержания Соколова в условиях следственного изолятора, в представленных материалах не имеется.

5 При таких условиях, не находя оснований для отмены постановления суда, как об этом ставится вопрос в кассационной жалобе Соколова, руководствуясь ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:

постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 14 января 2011 г. в отношении Соколова Виктора Владимировича оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции