Определение ВС РФ № 58-Д11-6



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №58-Д11-6 ПОСТАНОВЛЕНИЕ об отмене постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы г. Москва «^Ж» апреля 2011 г.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Петроченков А.Я., проверив постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года об оставлении надзорной жалобы осужденного Сиднева К.А. без удовлетворения,

установил:

по приговору Индустриального районного суда г. Хабаровска от 5 августа 2004 года СИДНЕЕ Кирилл Андреевич, родившийся 19 марта 1985 года в г.

Хабаровске, не судим, осужден по п. «в» ч.З ст. 162 УК РФ (в редакции ФЗ РФ от 13 июня 1996 года) к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2004 года приговор оставлен без изменения.

Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года в удовлетворении надзорной жалобы осужденного Сиднева К.А. о пересмотре приговора и кассационного определения отказано.

Сиднев признан виновным в разбойном нападении, совершенном группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Преступление совершено 17 октября 2003 года в г. Хабаровске при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В надзорной жалобе Сиднев оспаривает обоснованность осуждения, утверждает, что его вина не доказана; просит приговор и кассационное 2 определение отменить и дело в отношении него прекратить или смягчить наказание.

Проверив доводы надзорной жалобы по материалам уголовного дела, полагаю необходимым возбудить надзорное производство по следующим основаниям.

Судом установлено, что 17 октября 2003 года около 23 часов 30 минут Комиссаренко В С . (не подлежащий уголовной ответственности, т.к. находился в состоянии невменяемости), находясь в магазине «Рафаэлла», расположенном в доме №33 по ул. Волочаевской г. Хабаровска, обратил внимание на ранее незнакомого Тырина, который, достав из кошелька деньги, расплачивался за приобретенный товар. Об увиденных деньгах Комиссаренко рассказал Сидневу и неустановленным следствием лицам, находившимся возле магазина.

Указанные лица решили совершить нападение на Тырина с целью хищения денег.

Заранее не распределяя между собой роли в совершении преступления, решив действовать, ориентируясь на складывающуюся ситуацию, они стали ожидать Тырина возле указанного магазина.

Около 23 часов 20 минут к ним подошел ранее знакомый Назаров, которому Комиссаренко сообщил о принятом решении о нападении в целях хищения имущества Тырина. У Назарова также возник умысел на нападение в целях хищения имущества Тырина.

Действуя в общих для них интересах, не оговаривая заранее своей роли в совершении преступления, Назаров вошел в магазин, где под предлогом совместного распития спиртного, предложил Тырину выйти на улицу. Выйдя с Тыриным на улицу, Назаров подал Комиссаренко, Сидневу и неустановленным следствием лицам знак рукой, приглашая следовать за ним, сопроводил Тырина до 2 подъезда дома №28 по ул. Волочаевской, где остановился под предлогом распития спиртного. Назаров попросил у Тырина денег на покупку спиртного, тот достал из кармана куртки кошелек. Подошедший в это время Комиссаренко по требованию Назарова выхватил из рук Тырина кошелек. Тырин попытался схватить Комиссаренко за одежду, но Назаров, действуя в общих для Комиссаренко, Сиднева и неустановленных следствием лиц интересах, с умыслом на нападение в целях хищения имущества Тырина, желая сломить волю последнего к сопротивлению, применив насилие, опасное для жизни и здоровья, нанес потерпевшему удар по голове, неустановленным следствием предметом.

В результате удара Тырин упал на землю. Поскольку Тырин пытался подняться, Назаров, Комиссаренко, Сиднев и неустановленные следствием лица, объединенные общим умыслом на совершение разбойного нападения, применяя насилие, опасное для жизни и здоровья, нанесли множество ударов по голове и туловищу, лежавшему на земле Тырину.

Своими совместными действиями указанные лица причинили Тырину среднетяжелую открытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга 3 средней степени, фрагментарный перелом правой височной кости, множественные ушибы мягких тканей головы, ушибленные раны головы, ушибы грудной клетки, которые расцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Продолжая реализацию своего умысла, воспользовавшись тем, что Тырин не может оказать им сопротивление, открыто, умышленно, из корыстных побуждений похитили личные вещи потерпевшего и скрылись с похищенным.

Придя в сознание, Тырин ползком переместился к дому №20 по ул.

Волочаевской. Туда же пришли Назаров и неустановленные следствием лица, и Назаров нанес Тырину удар камнем по голове, потерпевший потерял сознание, а Назаров и неустановленные следствием лица похитили барсетку и цепочку с крестиком из металла белого цвета, после чего скрылись с места преступления.

Указанные действия Сиднева были квалифицированы судом по ст. 162 ч.З п. «в» УК РФ как разбойное нападение, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Между тем по смыслу закона разбой может быть признан совершенным с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего в том случае, когда виновное лицо участвует в причинении такого вреда или способствует этому в процессе завладения имуществом.

Согласно обвинительному заключению Сидневу вменялось нанесение потерпевшему Тырину одного удара ногой по ноге (т.2 л.д.130).

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о применении Сидневым насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего, суд в приговоре не привел. Нет их и в материалах дела.

Установленные судом обстоятельства дела свидетельствуют о том, что сам Сиднев тяжкий вред здоровью потерпевшего не причинял и не договаривался об этом с соучастником.

Как следует из материалов уголовного дела и это установлено судом в приговоре - неустановленный следствием предмет и камень были применены Назаровым в момент нападения на потерпевшего Тырина, а не Сидневым.

Также в приговоре не приведено доказательств того, что между Сидневым и Назаровым имелась предварительная договоренность о применении предметов, используемых в качестве оружия, и то, что умыслом Сиднева охватывалось применение Назаровым неустановленного предмета и камня.

С учетом изложенного, обоснованность осуждения Сиднева по квалифицирующим признакам совершение разбойного нападения «с применением предметов, используемых в качестве оружия и с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего» вызывает сомнение.

4 При таких обстоятельствах, доводы надзорной жалобы заслуживают внимания и подлежат рассмотрению коллегиальным составом суда надзорной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 406 УПК РФ, постановил:

1.Отменить постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года и возбудить надзорное производство.

2.Передать надзорную жалобу осужденного Сиднева К.А. вместе с уголовным делом на рассмотрение президиума Хабаровского краевого суда.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации , / ^/б/хг-(с'1 Л Г '*'' / у ' '-— А.Я. Петроченков

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции