Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №208-Д11-3 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возбуждении надзорного производства г. Москва 8 апреля 2011 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Шалякин А.С., изучив по ма териалам истребованного уголовного дела надзорную жалобу осужденного Струена АС. о пересмотре приговора Хабаровского гарнизонного военного суда от 28 сен тября 2009 г. и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Дальневосточного окружного военного суда от 26 ноября 2009 г.,
установил:
указанным приговором бывший заместитель военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона (далее - 318 ВПГ) подполковник юстиции Струев Алексей Сергеевич, родившийся 21 октября 1975 г. в г. Москве, ранее не судимый, осуждён за два преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 337 УК РФ, к 1 году лише ния свободы за каждое, а по совокупности с применением правил частичного сло жения назначенных наказаний - к 1 году 4 месяцам лишения свободы. В соответст вии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание постановлено считать условным с испы тательным сроком 1 год, в течение указанного срока на Струева возложена обязан ность соблюдать общественный порядок, до увольнения с военной службы соблю дать требования общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации и исполнять в 318 ВПГ в г. Южно-Сахалинске общие обязанности военнослужащего, определённые ему военным прокурором этой прокуратуры.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Дальне восточного окружного военного суда от 26 ноября 2009 г. приговор оставлен без из менения, а кассационное представление военного прокурора Дальневосточного во енного округа и кассационные жалобы осужденного и его защитника - без удовле творения.
2 Постановлением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 12 ап реля 2010 г., с которым 14 декабря 2010 г. согласился председатель суда, надзорная жалоба осужденного оставлена без удовлетворения.
Струев признан судом виновным в неявке на службу в срок без уважительных причин, совершённой дважды, продолжительностью каждый раз свыше одного ме сяца при следующих, как указано в приговоре, обстоятельствах.
14 апреля 2008 г. с целью временно уклониться от прохождения военной службы Струев совершил неявку в срок без уважительных причин на службу в 318 ВПГ, дислоцированную в г. Южно-Сахалинске, проводя время по своему усмотре нию в п. Горячий Пляж Южно-Курильского района Сахалинской области.
9 сентября 2008 г. он добровольно прибыл в расположение 318 ВПГ.
15 сентября того же года Струев с целью временно уклониться от прохожде ния военной службы вновь совершил неявку в срок без уважительных причин на службу и самовольно убыл в п. Горячий Пляж.
В связи с возбуждением уголовного дела Струев 16 марта 2009 г. добровольно прибыл в расположение 318 ВПГ.
В надзорной жалобе осужденный просит отменить приговор и кассационное определение, а уголовное дело прекратить.
Ссылаясь на положения п. 1 ст. 41.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о возможности перевода прокурорского работника в дру гую местность только при наличии его согласия, Струев утверждает, что приказ Главного военного прокурора от 6 сентября 2007 г. № 100-лс и распоряжение воен ного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона, как предполагающие необхо димость его перемещения из п. Горячий Пляж (о. Кунашир) в г. Южно-Сахалинск (о. Сахалин), являются незаконными. Также в силу п. 5 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий не может без его согласия быть пе реведён из местности, где установлен меньший срок военной службы, в местность, где установлен больший срок военной службы.
Автор жалобы указывает, что обращался в суд в порядке гражданского судо производства с заявлением об оспаривании приказа Главного военного прокурора от 6 сентября 2007 г. № 100-лс, поскольку полагает, что данный акт свидетельствует о переводе к новому месту службы (из одной местности в другую). Вместе с тем су дами первой и кассационной инстанций (решение Южно-Сахалинского гарнизонно го военного суда от 24 июня 2008 г. и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда от 7 августа 2008 г.) признано, что указанный приказ не является основанием для перевода его к новому месту военной службы. Несмотря на это, фактически такой перевод состоял ся.
Кроме того, по мнению Струева, из приведенного приказа следует вывод о не обходимости ежедневных поездок на работу с одного острова на другой, что объек тивно является невозможным.
В свою очередь военный прокурор 318 ВПГ, изменив содержание этого при каза, какого-либо документа (предписания, командировочного удостоверения) об убытии в г. Южно-Сахалинск ему не выдал. Данное обстоятельство препятствовало как получению воинских перевозочных документов (далее - ВПД) для проезда в г.
3 Южно-Сахалинск, так и возможности использования для этого средств военнотранспортной авиации, поскольку иного порядка проезда не предусмотрено. По мнению Струева, показания свидетелей обвинения о возможности получения ВПД либо денежных средств несостоятельны и опровергаются тем, что уже в октябре 2010 г. ему также отказано в выдаче ВПД для перевозки личных вещей к месту службы в г. Южно-Сахалинск.
Заявляя об отсутствии умысла на совершение преступлений, Струев считает, что он не может нести уголовную ответственность, поскольку отсутствовала реаль ная возможность ежедневного прибытия на службу. При ликвидации прокурорскоследственного участка 318 ВПГ на о. Кунашир кадровыми органами военной проку ратуры не учтены географические особенности его расположения и наличие на дан ном острове иного прокурорско-следственного участка. По мнению осужденного, указанные обстоятельства, а также некомпетентность военного прокурора 318 ВПГ по вопросу, касающемуся организации переезда в г. Южно-Сахалинск, и бездейст вие соответствующих кадровых органов, связанное с не подготовкой для увольне ния с военной службы необходимых документов, явились причинами вынесенного в отношении него обвинительного приговора.
В заключение Струев обращает внимание на то, что в его действиях отсутст вует общественная опасность, поскольку в условиях, когда прокурорскоследственный участок ликвидирован, занимаемая им должность сокращена, а он за числен в распоряжение по причине невозможности своевременного увольнения с военной службы, формальное его присутствие либо отсутствие на деятельность 318 ВПГ влияния не оказало.
Изучив материалы дела и доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым возбудить надзорное производство и передать жалобу вместе с уголовным делом на рассмотрение президиума Дальневосточного окружного военного суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 410 УПК РФ при рассмотрении уголовного дела в по рядке надзора суд надзорной инстанции не связан доводами надзорной жалобы и вправе проверить всё производство по уголовному делу в полном объёме.
Струев признан виновным в неявке на службу в срок без уважительных при чин. Объективная сторона данного преступления заключается в том, что, несмотря на законное требование командования, военнослужащий путём преступного бездей ствия уклоняется свыше установленного срока от своевременного прибытия к месту службы.
Между тем таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.
Приговором суда установлено, что согласно приказу военного прокурора Фе деральной пограничной службы от 3 мая 2006 г. № 21-лс Струев назначен на долж ность заместителя военного прокурора 318 ВПГ на прокурорско-следственном уча стке в г. Южно-Курильске, расположенном на о. Кунашир.
Приказом Главного военного прокурора от 21 августа 2007 г. № 186 указан ный прокурорско-следственный участок с 7 сентября 2007 г. упразднён.
Из дела видно, что Струев 21 июня 2007 г., как военнослужащий, выслужив ший установленный срок в местности с неблагоприятными климатическими усло виями, на основании предложения, поступившего ему от кадровых органов, обра тился с рапортом к Главному военному прокурору о рассмотрении его кандидатуры 1 4 к назначению на должность заместителя военного прокурора Ярославского гарнизо на, но ему было отказано (т. 2, л.д. 176, 185). Поэтому, не желая проходить службу в отдалённых местностях, он 23 июля 2007 г. подал рапорт об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями после обеспечения его и членов семьи жилым помещением по избранному месту жительства в г. Москве (т.1,л.д. 17-19).
Согласно представлению от 17 августа 2007 г. врио военного прокурора ДВО в связи с проведением организационно-штатных мероприятий ходатайствовал об освобождении Струева от должности заместителя военного прокурора 318 ВПГ и зачислении его в распоряжение военного прокурора 318 ВПГ (т. 2, л.д. 187). При этом в представлении со ссылкой на его рапорт от 23 июля 2007 г. указано, что это предлагается провести с согласия Струева, хотя данный рапорт таких просьб не со держит.
Главным военным прокурором, как усматривается из содержания приказа от 6 сентября 2007 г. № 100-лс, ходатайство врио военного прокурора ДВО удовлетворе но. Вместе с тем в приказе указано об оставлении Струева на всех видах обеспече ния в Службе Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ РФ, то есть в том довольствующем органе, к которому он был прикреплён и ранее. Од новременно ему определено и место исполнения общих обязанностей военнослу жащего -318 ВПГ (т. 1, л.д. 16).
Местом службы, не совпадающим с расположением части, является место, оп ределённое военнослужащему для исполнения обязанностей по военной службе в течение установленного времени или где он должен находиться по приказу. Таким местом для Струева согласно приказу военного прокурора Федеральной погранич ной службы был прокурорско-следственный участок 318 ВПГ, расположенный на о.
Кунашир.
Поскольку 318 ВПГ расположена в г. Южно-Сахалинске (о. Сахалин), а уп разднённый прокурорско-следственный участок на о. Кунашир, то для исполнения обязанностей военнослужащего Струеву необходимо было переехать в иную мест ность, то есть по существу его место службы изменилось.
С учётом фактических обстоятельств дела вывод гарнизонного военного суда о том, что Струев никуда не переводился, поскольку был зачислен в распоряжение военного прокурора 318 ВПГ, являвшегося его непосредственным начальником и ранее, следует признать ошибочным, а ссылка в приговоре на решения судов, при нятые по гражданскому делу, необоснованна.
УПК РФ не содержит норм, позволяющих применять в уголовном судопроиз водстве преюдицию, основанную на судебном постановлении по гражданскому де лу. Правила сбора, исследования, оценки доказательств, а также предмет и порядок доказывания в уголовном судопроизводстве регулируются нормами уголовнопроцессуального законодательства.
В свою очередь ч. 4 ст. 61 ГПК РФ предусмотрено, что вступивший в закон ную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающе го дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Следовательно, именно решение по уголовному делу имеет 5 преюдициальное значение для разрешения спора по делу гражданскому, а не наобо рот. Это также следует из положений гл. 49 УПК РФ и гл. 42 ГПК РФ, согласно ко торым обстоятельства, установленные приговором суда, при наличии соответст вующих оснований определяют юридическую судьбу решения, принятого по граж данскому делу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. № 434 «О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находя щихся за пределами Российской Федерации» на о. Кунашир установлен срок про хождения военной службы по контракту до трёх лет, а на о. Сахалин - до пяти лет.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной служ бы военнослужащий не может без его согласия быть переведён из местности, где ус тановлен меньший срок военной службы, в местность, где установлен больший срок военной службы.
Вместе с тем материалы дела не содержат сведений о том, что Струев, прохо дивший военную службу по контракту на о. Кунашир с 1 июля 2002 г. (т. 3, л.д. 52), выразил своё согласие на прохождение военной службы на о. Сахалин, то есть в ме стности, где установлен больший срок военной службы.
Таким образом, указания должностных лиц о прибытии Струева в г. ЮжноСахалинск не основаны на действующем законодательстве, регулирующем отноше ния, возникающие по поводу перемены военнослужащим местности, в которой он проходил военную службу.
Не усматривается в деяниях Струева и признаков преступного бездействия, характерных для неявки на службу в срок без уважительных причин.
Так, в ходе предварительного следствия свидетель Герасимов (военный про курор 318 ВПГ) показал, что документы на увольнение Струева он не готовил, таких указаний из прокуратуры ДВО не поступало. Он не требовал от Струева прибытия в г. Южно-Сахалинск, соответствующее предписание не выдавал, поскольку Струев изъявил желание уволиться. Военным прокурором 318 ВПГ не издавался приказ о выдаче Струеву ВПД (денежных средств) для переезда его с членами семьи и пере возки домашних вещей в г. Южно-Сахалинск. Только 4 мая 2008 г. была направлена телеграмма в адрес довольствующего органа в г. Южно-Курильск о выделении Струеву денежных средств или ВПД для прибытия в г. Южно-Сахалинск (т. 4, л.д.
41).
В судебном заседании Герасимов также пояснил, что до конца марта 2008 г.
он не требовал от Струева прибытия в г. Южно-Сахалинск. При этом свидетель не отрицал факты неоднократного обращения к нему Струева с просьбами издать соот ветствующий приказ, а также выдать ему предписание либо командировочное удо стоверение, однако этого не было сделано, поскольку данное перемещение, по его мнению, не является ни переводом к новому месту службы, ни командировкой (т. 5.
л.д. 176-183).
Отвергая доводы Струева о невозможности прибытия в г. Южно-Сахалинск, суд в приговоре сослался на показания Жданова (начальник Службы в г. ЮжноКурильске, где осужденный состоял на всех видах довольствия) о том, что в мае 2008 г. Струеву предлагалось получить расчёт, аттестаты и ВПД, но он отказался, в 6 связи с чем все аттестаты были направлены почтой в г. Южно-Сахалинск. Ежене дельно с о. Кунашир в г. Южно-Сахалинск летает самолёт военно-транспортной авиации, поэтому трудностей с убытием Струева и членов его семьи к месту дисло кации 318 ВПГ не было. Однако эти данные не в полной мере соответствуют прото колу судебного заседания, из которого видно, что свидетель не предлагал Струеву получить ВПД, а также не заявлял об отсутствии препятствий для убытия членов семьи Струева в г. Южно-Сахалинск. К тому же, судом не приведены в приговоре и не оценены показания данного свидетеля о том, что расчёт военнослужащего начи нается с получения им соответствующего предписания, снятие с довольствия Струе ва он произвёл в мае 2008 г. в соответствии с распоряжением начальника Сахалин ского пограничного управления береговой охраны ФСБ РФ, до этого момента таких оснований не имелось, а для убытия в командировку и отпуск возможно использо вание самолётов военно-транспортной авиации (т. 5, л.д. 166-170).
Кроме того, общественная опасность, как один из признаков характеризую щих преступление, предусмотренное ст. 337 УК РФ, состоит в том, что в результате уклонения от исполнения обязанностей военной службы в течение определённого времени военнослужащий наносит ущерб боеспособности и боевой готовности во инской части или подразделения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 7 декабря 2010 г. № 1622-0-0 указал, что даже в случае совершения лицом, проходящим во енную службу в добровольном порядке после истечения срока контракта, деяния, формально подпадающего под признаки преступления, предусмотренного ч. 4 ст.
337 УК РФ, до предоставления ему жилого помещения такое деяние в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ с учётом характера содеянного и степени вины данного лица мо жет в силу малозначительности не представлять общественной опасности и не яв ляться преступлением.
Изложенные обстоятельства, а также доводы, содержащиеся в надзорной жа лобе, заслуживают внимания, в связи с чем имеются основания для возбуждения надзорного производства и передачи жалобы вместе с уголовным делом на рассмот рение суда надзорной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ, постановил:
возбудить надзорное производство по жалобе Струева Алексея Сергеевича о пересмотре приговора Хабаровского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2009 г. и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Даль невосточного окружного военного суда от 26 ноября 2009 г.
Передать надзорную жалобу вместе с уголовным делом на рассмотрение пре зидиума Дальневосточного окружного военного суда.
Судья Верховного Суда Российской Федерации сзЖ%&* АС. Шалякин
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |