Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №43-011-13 КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва «22» марта 2011 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Толкаченко А.А., судей Бирюкова Н.И. и Коваля В.С, при секретаре Смирнове А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу адвоката Черепановой Е.В. в защиту интересов обвиняемого Прокошева К.А.
на постановление Верховного суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2010 года, которым Прокошеву Константину Алексеевичу, 21 мая 1973 года рождения, обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.ЗЗ, п.«ж,з» ч.2 ст. 105, ч.2 ст.222 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 1 месяц 21 сутки, а всего до 13 месяцев 21 суток, то есть до 15 февраля 2011 года включительно, как об этом указано в постановлении.
Заслушав доклад судьи Толкаченко А.А. о материалах, доводах жалобы и возражений, выступления адвоката Вишняковой Н.В. в поддержку доводов жалобы и прокурора Химченковой М.М. об оставлении постановления суда от 21 декабря 2010 года без изменения, а жалобы - без удовлетворения, Судебная коллегия
установила:
Прокошев К.А. органами предварительного следствия обвиняется в организации умышленного убийства, совершенного группой лиц по предварительному сговору, по найму, в руководстве его исполнением, а также в незаконном приобретении, передаче, хранении, перевозке и 2 ношении огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов, совершенных группой лиц по предварительному сговору.
Уголовное дело возбуждено 1 августа 2006 года по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ.
Прокошев К.А. задержан в порядке ст.91,92 УПК РФ 25 декабря 2009 года.
26 декабря 2009 года Прокошеву К.А. предъявлено обвинение по ч.З ст.ЗЗ, п.«ж,з» ч.2 ст. 105 УК РФ и срок его задержания продлен на 72 часа.
29 декабря 2009 года судом Завьяловского района Удмуртской Республики Прокошеву К.А была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Срок содержания Прокошева К.А. под стражей неоднократно продлевался в установленном порядке, в том числе 12 ноября 2010 года - до 12 месяцев, то есть до 25 декабря 2010 года.
Постановлением суда по итогам предварительного слушания от 14 февраля 2011 года срок содержания под стражей Прокошева К.А. продлен на 6 месяцев, т.е. по 1 августа 2011 года.
В кассационной жалобе адвокат Черепанова ЕВ., считая постановление суда необоснованным, просит его отменить;
указывает, что органами предварительного следствия не представлено достаточных доказательств необходимости продления срока содержания Прокошева К.А. под стражей и невозможности применения к нему иной меры пресечения, а также данных о том, что в случае изменения меры пресечения он может оказать давление на свидетелей, скрыться от следствия и суда и иным путем воспрепятствовать производству по делу;
ссылается на то, что за время содержания под стражей состояние здоровья Прокошева К.А. ухудшилось.
В возражениях на жалобу следователь по особо важным делам следственного управления Следственного комитета по Удмуртской Республики Максимов Ю.А. просит постановление суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, выслушав стороны, Судебная коллегия находит постановление суда законным и обоснованным.
В соответствии с требованиями ч.З ст. 109 УПК РФ срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ или его заместителя, до 18 месяцев. Указанные требования законы выполнены.
3 Прокошев К.А. по возбужденному в соответствии с нормами УПК РФ уголовному делу был задержан в порядке ст.9192 УПК РФ 25 декабря 2009 года. 26 декабря 2009 года ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного по ч.З ст.ЗЗ. п.«ж,з» ч.2 ст. 105 УК РФ.
29 декабря 2009 года Завьяловским районным судом в отношении Прокошева К.А. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Сроки предварительного расследования по делу и содержания Прокошева К.А. под стражей неоднократно продлевались в установленном законом порядке.
Обоснованность доводов о причастности Прокошева К.А. к инкриминируемым ему преступлениям проверена решениями судов об избрании в отношении него заключения под стражу и о продлении сроков его содержания под стражей. Прокошев К.А. обвиняется в совершении тяжкого и особо тяжкого преступлений.
Как правильно признал суд в постановлении от 21 декабря 2010 года, с учетом степени общественной опасности инкриминируемых Прокошеву К.А.
преступлений, данных о его личности, в случае применения в отношении него менее суровой меры пресечения обвиняемый может скрыться от органов следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать давление на свидетелей и иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Судом обоснованно указано также на то, что органам следствия необходимо время для выполнения требований ст.217 УПК РФ и составления обвинительного заключения.
Данных о том, что предварительное следствие умышленно затягивается органом предварительного расследования, не имеется.
Указанные выводы сделаны судом на основе представленных материалов, исследованных в открытом состязательном процессе, с участием сторон. При этом, как усматривается из протокола судебного заседания, при вынесении решения судом исследованы и отклонены доводы стороны защиты и Прокошева К.А. о том, что он не намерен скрываться от органов следствия и оказывать давление на свидетелей.
Таким образом, из представленных материалов следует, что мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Прокошева К.А.
избрана и продлена обоснованно, с соблюдением требований УПК РФ, а именно ст. 108,109 УПК РФ.
Основания для ее применения не отпали и не изменились, новых обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения иной меры пресечения, не возникло, что проверено судом в судебном заседании и отражено в постановлении о продлении срока содержания под стражей, в котором реализована предусмотренная уголовно-процессуальным 4 законодательством контрольная функция суда за законностью проведения предварительного следствия и содержания обвиняемого под стражей.
Признавая обжалуемое решение суда правомерным, Судебная коллегия исходит, в том числе, из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми законность и обоснованность применения избранной по судебному решению меры пресечения определяется не только формально установленным сроком ее действия, но и наличием выявленных в состязательном процессе фактических и правовых оснований для ее применения. При этом, как вытекает из ч.З ст.55 Конституции Российской Федерации, должна обеспечиваться соразмерность ограничений, связанных с применением в отношении лица заключения под стражу в качестве меры пресечения, тяжести инкриминируемого ему преступления, его личности, поведению в период производства по уголовному делу, а также наказанию, которое в случае признания его виновным в совершении преступления может быть назначено и может подлежать реальному отбытию с учетом уголовно-правовых институтов освобождения от наказания и смягчения наказания.
Указанные требования закона судом соблюдены, в связи с чем доводы кассационной жалобы адвоката Черепановой Е.В. в защиту интересов Прокошева К.А. не могут быть признаны обоснованными.
Данных о том, что Прокошев К.А. по состоянию здоровья не может содержаться под стражей, суду не представлено.
Вместе с тем, обжалуемое судебное решение подлежит изменению ввиду неправильного применения уголовно-процессуального закона в части исчисления сроков содержания под стражей Прокошева К.А. в период следствия.
Признавая необходимым удовлетворить ходатайство о продлении срока его содержания под стражей до 15 февраля 2011 года включительно, суд нарушил положения ст. 128 УПК РФ о том, что срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, поскольку исчисленный им срок (1 месяц и 21 день) заканчивается в ночь на 15 февраля 2011 года.
При таких обстоятельствах использование судом термина «включительно» не основано на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия
определила:
постановление Верховного суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2010 года о продлении срока содержания под стражей Прокошева Константина Алексеевича изменить:
срок его содержания под стражей продлить до 15 февраля 2011 года.
5 В остальной части постановление оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката Черепановой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
а
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |