Определение ВС РФ от 14.12.2007 № 13-Д11-5



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 13-Д11-5 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возбуждении надзорного производства г. М о с к в а Л и ю н я 2 0 1 1 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Толкаченко А.А., изучив надзорную жалобу осужденного Бегинина Д.Б. о пересмотре приговора Октябрьского районного суда г. Тамбова от 2 апреля 2009 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Тамбовского областного суда от 7 мая 2009 года,

установил:

по приговору Октябрьского районного суда г. Тамбова от 2 апреля 2009 года, Бегинин Дмитрий Борисович, 19 ноября 1973 года рождения, уроженец г. Тамбова, судимый: 14.12.2007 г. по ст. 158 чЛ, 232 ч.1, 69 ч.5 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. Освобожден 16.05.2008 г. условнодосрочно на 1 год 7 месяцев, осужден по ст. 30 ч.З, 228-1 ч.1 УК РФ за совершение трех преступлений к 5 годам лишения свободы за каждое; по ст. 30 ч.З, 228-1 ч.2 п. «б» УК РФ к 7 годам лишения свободы; по ст. 30 ч.1, 228-1 ч.2 п. «б» УК РФ к 5 годам лишения свободы. В соответствии со ст. 69 ч.З УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний Бегинину назначено 8 лет лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору от 14.12.2007 года и окончательно осужденному назначено 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Тамбовского областного суда от 7 мая 2009 года приговор оставлен без изменения.

2 По приговору суда Бегинин признан виновным и осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, покушение на незаконный сбыт наркотических средств и за приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в крупном размере.

Преступления осужденным совершены, соответственно, 19, 20,25 и 28 августа 2008 года в г. Тамбове при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В надзорной жалобе осужденный Бегинин оспаривает законность и обоснованность состоявшихся в отношении него судебных решений и просит об их пересмотре, указывая, что суд необоснованно признал его виновным в приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что обнаруженное и изъятое у него наркотическое средство он приготовил для сбыта, а не для личного потребления, судом не приведено.

Изучив уголовное дело, полагаю необходимым возбудить надзорное производство и передать надзорную жалобу осужденного Бегинина Д.Б. на рассмотрение президиума Тамбовского областного суда по следующим основаниям.

Как следует из материалов уголовного дела, для получения доказательств сбыта Бегининым наркотических средств, сотрудниками милиции была использована помощь Юдина ВВ., действовавшего в рамках проводимых оперативных мероприятий. При этом как следует из материалов дела, оперативное мероприятие в отношении Бегинина 19 августа 2008 года проводилось на основе имевшегося у сотрудников милиции подозрения в том, что Бегинин занимается сбытом наркотических средств.

Об этом свидетельствует и постановление о проведении оперативнорозыскного мероприятия «проверочная закупка» от 19 августа 2008 года в отношении конкретно гр. Бегинина Дмитрия Борисовича.

После проведения данной проверочной закупки, в ходе которой был выявлен сбыт Бегининым Юдину В. В. наркотического средства общей массой 0,543 грамма, сотрудниками правоохранительных органов были проведены аналогичные оперативно-розыскные мероприятия в отношении Бегинина с участием того же лица-Юдина В.В.

Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» ( в редакции Закона от 24 июля 2007 года) « проверочная закупка» предусмотрена как один из видов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Согласно ст. 7 указанного закона основаниями проведения оперативнорозыскных мероприятий являются:

3 1) Наличие возбужденного уголовного дела.

2) Ставшие известными органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Согласно материалам уголовного дела, оперативное мероприятие в отношении Бегинина Д.Б. 19 августа 2008 года проводилось на основе имевшегося у сотрудников милиции подозрения о том, что тот занимается сбытом наркотических средств.

В связи с этим, проведение 19 августа 2008 года оперативного мероприятия в отношении Бегинина Д.Б. было основано на законе.

Вместе с тем, согласно ст. 2 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности», задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Однако, вопреки задачам оперативно-розыскной деятельности после того как 9 августа 2008 года сотрудники милиции уже выявили факт сбыта Бегининым наркотического средства, они не пресекли его действия, а вновь 20, 25 и 28 августа 2008 года, посредством действий привлеченного лица Юдина ВВ. спровоцировали осужденного на дальнейшую продажу наркотического средства.

При этом из постановлений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, проводимых после 19 августа 2008 года, следует, что проводились они именно в отношении Бегинина Д.Б., а не с целью выявления канала поступления наркотических средств осужденному, а также иных лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков.

4 Из требований справедливого суда по ст. 6 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» вытекает, что общественные интересы в борьбе против наркоторговли не могут оправдать использование доказательств, полученных в результате провокации органов милиции.

Согласно ст. 75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ.

Таким образом, выводы суда о виновности Бегинина Д.Б. в сбыте наркотических средств 20,25 и 28 августа 2008 года основаны на недопустимых доказательствах, полученных в результате провокационных действий сотрудников милиции.

При таких условиях, изложенные в надзорной жалобе доводы осужденного Бегинина Д.Б. о пересмотре состоявшихся в отношении него судебных решений являются достаточными для рассмотрения ее судом надзорной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 406 УПК РФ, постановил:

возбудить надзорное производство по жалобе осужденного Бегинина Д.Б.

о пересмотре приговора Октябрьского районного суда г. Тамбова от 2 апреля 2009 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Тамбовского областного суда от 7 мая 2009 года в отношении Бегинина Д.Б.

Передать надзорную жалобу осужденного Бегинина Д.Б. вместе с уголовным делом на рассмотрение президиума Тамбовского областного суда.

Судья Верховного Суда Российской Федерации /^/ (^ А.А. Толкаченко

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции