Определение ВС РФ № 49-ВП-8



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №49-ВП-8

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва « 2 6 » м а я 2 0 1 1 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Гуляева Г.А., изучив надзорную жалобу Ильгуватова Ф.Е. по материалам истребованного дела по иску Ильгуватова Ф.Е. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кугарчинском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установила:

Ильгуватов Ф.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кугарчинском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в обоснование которого ссылался на то, что ответчик незаконно отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия необходимого стажа, в педагогический стаж не были включены периоды службы в рядах Советской Армии по призыву с 17 ноября 1986 г. по 19 ноября 1988г ., в том числе в Демократической Республике Афганистан с 15 мая 1987 г. по 21 мая 1988 г., а также периоды нахождения в учебных отпусках.

Истец просил включить в специальный стаж спорные периоды, при этом период службы в армии в льготном исчислении, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения за ней.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением Кургарчинского районного суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2009 г. заявленные требования удовлетворены. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кугарчинском районе Республики Башкортостан обязано включить в стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости спорные периоды и назначить Ильгуватову Ф.Е. пенсию с 3 ноября 2009 г.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 марта 2010г. данное решение было 2 отменено в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в рядах Советской Армии в льготном исчислении и назначении пенсии по старости с 3 ноября 2009г., в указанной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ильгуватову Ф.Е. отказано.

В надзорной жалобе Ильгуватова Ф.Е. ставится вопрос о её передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора по доводам надзорной жалобы, изученным по материалам истребованного дела, не установлено.

Правовое регулирование отношений по пенсионному обеспечению осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2002 г.

№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 которого трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости , правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 были утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

3 При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что 28 сентября 2009 г. истец обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кугарчинском районе Республики Башкортостан от 13 ноября 2009 г. Ильгуватову Ф.Е. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа. В специальный стаж истца не были включены период службы в рядах Советской Армии и периоды нахождения в учебных отпусках.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период, когда истец служил в армии с 15 мая 1987 г. по 21 мая 1988г., действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Суды первой и кассационной инстанции правомерно исходили из того, что на момент осуществления Ильгуватовым Ф.Е. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Удовлетворяя требования Ильгуватова Ф.Е. о включении периода службы в рядах Советской Армии в льготном порядке, суд первой инстанции руководствовался абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж работы по 4 специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.

Отменяя решение суда в этой части, суд кассационной инстанции указал, что данное положение закона не может быть применено к истцу, поскольку распространяется на военнослужащих при оформлении пенсионных прав по выслуге лет. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г.

№ 1397, военная служба по призыву засчитывается в стаж в календарном исчислении.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О льготах военнослужащим, рабочим, служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» от 17 января 1983 г. № 59 -27, устанавливающее военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, льготы в виде зачёта в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан, не распространяется на истца как на военнослужащего срочной военной службы.

Так, на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 408-145 действие названного Постановления распространяется на военнослужащих временно находящихся на территории Демократической Республики Афганистан и не входящих в состав ограниченного контингента войск. На основании Постановления Совета Министров СССР от 14 марта 1983 г. № 206 - 83 Постановление от 17 января 1983 г. распространяется на лиц начальствующего состава Министерства внутренних дел ССР, временно находящихся на территории Демократической Республики Афганистан.

Поскольку с учётом включения в специальный стаж истца периодов нахождения в учебных отпусках и периода службы в рядах Советской Армии в календарном исчислении , у истца нет необходимого стажа, дающего ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в удовлетворении исковых требований Ильгуватову Ф.Е. правомерно отказано.

Доводы заявителя, направленные на оспаривание изложенных в судебном решении выводов, с учётом установленных по настоящему делу обстоятельств и положений статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в порядке надзора в исключительных случаях, когда допущенные судом существенные нарушения норм материального или процессуального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных 5 интересов, достаточным основанием для передачи надзорной жалобы Ильгуватова Ф.Е. для рассмотрения по существу в судебном заседании суда надзорной инстанции не являются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 381 и 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:

отказать Ильгуватову Ф.Е. в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции