Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №49-ВП-8
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Москва « 2 6 » м а я 2 0 1 1 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Гуляева Г.А., изучив надзорную жалобу Ильгуватова Ф.Е. по материалам истребованного дела по иску Ильгуватова Ф.Е. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кугарчинском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
установила:
Ильгуватов Ф.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кугарчинском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в обоснование которого ссылался на то, что ответчик незаконно отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия необходимого стажа, в педагогический стаж не были включены периоды службы в рядах Советской Армии по призыву с 17 ноября 1986 г. по 19 ноября 1988г ., в том числе в Демократической Республике Афганистан с 15 мая 1987 г. по 21 мая 1988 г., а также периоды нахождения в учебных отпусках.
Истец просил включить в специальный стаж спорные периоды, при этом период службы в армии в льготном исчислении, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения за ней.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Кургарчинского районного суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2009 г. заявленные требования удовлетворены. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кугарчинском районе Республики Башкортостан обязано включить в стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости спорные периоды и назначить Ильгуватову Ф.Е. пенсию с 3 ноября 2009 г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 марта 2010г. данное решение было 2 отменено в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в рядах Советской Армии в льготном исчислении и назначении пенсии по старости с 3 ноября 2009г., в указанной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ильгуватову Ф.Е. отказано.
В надзорной жалобе Ильгуватова Ф.Е. ставится вопрос о её передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора по доводам надзорной жалобы, изученным по материалам истребованного дела, не установлено.
Правовое регулирование отношений по пенсионному обеспечению осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2002 г.
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 которого трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости , правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 были утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
3 При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что 28 сентября 2009 г. истец обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кугарчинском районе Республики Башкортостан от 13 ноября 2009 г. Ильгуватову Ф.Е. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа. В специальный стаж истца не были включены период службы в рядах Советской Армии и периоды нахождения в учебных отпусках.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период, когда истец служил в армии с 15 мая 1987 г. по 21 мая 1988г., действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Суды первой и кассационной инстанции правомерно исходили из того, что на момент осуществления Ильгуватовым Ф.Е. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Удовлетворяя требования Ильгуватова Ф.Е. о включении периода службы в рядах Советской Армии в льготном порядке, суд первой инстанции руководствовался абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж работы по 4 специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
Отменяя решение суда в этой части, суд кассационной инстанции указал, что данное положение закона не может быть применено к истцу, поскольку распространяется на военнослужащих при оформлении пенсионных прав по выслуге лет. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г.
№ 1397, военная служба по призыву засчитывается в стаж в календарном исчислении.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О льготах военнослужащим, рабочим, служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» от 17 января 1983 г. № 59 -27, устанавливающее военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, льготы в виде зачёта в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан, не распространяется на истца как на военнослужащего срочной военной службы.
Так, на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 408-145 действие названного Постановления распространяется на военнослужащих временно находящихся на территории Демократической Республики Афганистан и не входящих в состав ограниченного контингента войск. На основании Постановления Совета Министров СССР от 14 марта 1983 г. № 206 - 83 Постановление от 17 января 1983 г. распространяется на лиц начальствующего состава Министерства внутренних дел ССР, временно находящихся на территории Демократической Республики Афганистан.
Поскольку с учётом включения в специальный стаж истца периодов нахождения в учебных отпусках и периода службы в рядах Советской Армии в календарном исчислении , у истца нет необходимого стажа, дающего ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в удовлетворении исковых требований Ильгуватову Ф.Е. правомерно отказано.
Доводы заявителя, направленные на оспаривание изложенных в судебном решении выводов, с учётом установленных по настоящему делу обстоятельств и положений статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в порядке надзора в исключительных случаях, когда допущенные судом существенные нарушения норм материального или процессуального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных 5 интересов, достаточным основанием для передачи надзорной жалобы Ильгуватова Ф.Е. для рассмотрения по существу в судебном заседании суда надзорной инстанции не являются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381 и 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
отказать Ильгуватову Ф.Е. в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |