Определение ВС РФ от 19.01.1998 № 49Г01-113



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д е л о № 49Г01-113

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Рос­ сийской Федерации в составе председательствующего КнышеваВ.П.

судей Харланова А.В., Горохова Б.А.

рассмотрела в судебном заседании от 20 ноября 2001 г. дело по кас­ сационной жалобе Министерства юстиции Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 мая 2001 г. по заявлению природоохранного межрайонного прокурора о признании не­ действительными пунктов 4.4 и 5.4.4 «Положения об управлении по ох­ ране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения начальника Департамента по охране и ра­ циональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России Яхина И.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Федото­ вой А.П., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федера­ ции

установила:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительными п.п. 4.5, 5.4.4 «Поло­ жения об Управлении по охране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства, природных ре- сурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан» (далее Положения), утвержденного приказом Министра лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкор­ тостан № 64 от 7 июня 1999 г., в части предоставления сотрудникам Управления по охране права рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны животного мира, а также выносить постановления об административных взысканиях физическим, юридиче­ ским лицам, нарушающим законодательство по охране и использованию ресурсов животного мира и правила охоты, ссылаясь на то, что данные пункты Положения противоречат действующему федеральному законо­ дательству, поскольку дела об административных правонарушениях за нарушения правил охоты, а также правил осуществления других видов использования животным миром рассматривают органы, осуществляю­ щие государственный надзор за соблюдением правил охоты.

Постановлением Правительства РФ «О специально уполномочен­ ных государственных органах по охране, контролю и регулированию ис­ пользования объекта животного мира и среды их обитания» № 67 от 19.01.98 г. к таковым отнесено Министерство сельского хозяйства и про­ довольствия РФ и его территориальные подразделения. В составе мини­ стерства приказом Министра сельского хозяйства от 4 августа 1993 г. об­ разован Департамент по охране и рациональному использованию ресур­ сов охотничьих животных (далее Департамент) и одновременно утвер­ ждено Положение о нем.

Департамент является специально уполномоченным госорганом по охране окружающей природной среды в части сохранения охотничьих ресурсов, воспроизводства и регулированию использования данных ре­ сурсов. А территориальным органом Минсельхоза РФ Департамента в Республике Башкортостан является Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных РБ, которые впра­ ве рассматривать дела о нарушениях правил охоты и налагать админист­ ративные взыскания.

Представитель Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Халиуллин Р.А. поддержал предъявленное заявление.

Представители Министерства лесного хозяйства, природных ресур­ сов и охраны окружающей среды РБ Латыпова З.К. (по доверенности) и Едренкин А.В. (по доверенности), представитель Министерства юстиции РБ Галин А.А. (по доверенности) заявление не признали и считают, что согласно ст.222 КоАП РСФСР рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий относится к компетенции руководителей именно республиканских органов (т.е. ор­ ганов субъектов федерации), осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты и поэтому республиканское Управление по охране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства и природных ресурсов Республики Башкортостан вправе рассматривать дела об административных право- нарушениях и налагать взыскания в отношении лиц, нарушивших прави­ ла охоты.

Кроме того, оспариваемые подпункты Положения соответствуют ст.4 Договора от 3 августа 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Рес­ публики Башкортостан» согласно п. 10 которого к совместному ведению РФ и РБ относится охрана окружающей среды, осуществление мер по ее восстановлению.

Представитель Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Башкортостан Яхин И.Р. (по доверенности) полностью поддержал заявленное требование и согласился с заявлением Башкирского природоохранного межрайонного прокурора.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 мая 2001 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Министерства юстиции Республики Баш­ кортостан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его неза­ конности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

Согласно ч.1 ст.85 Кодекса РСФСР об административных правона­ рушениях за нарушение правил охоты, а также правил осуществления других видов пользования животным миром установлена администра­ тивная ответственность.

В силу ст.222 ч.1 КоАП РСФСР дела об административных право­ нарушениях, предусмотренных ч.1 ст.85 КоАП РСФСР, рассматривают органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением пра­ вил охоты.

Частью 2 ст.222 КоАП РСФСР предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать администра­ тивные взыскания от имени органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, вправе руководители республи­ канских, краевых, областных и районных органов, осуществляющие го­ сударственный надзор за соблюдением охоты.

В соответствии со ст.5 Федерального Закона «О животном мире» от 22.03.95 г. создание специально уполномоченных государственных ор­ ганов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды его обитания отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и ис­ пользования животного мира.

Постановлением Правительства РФ «О специально уполномочен­ ных государственных органах по охране, контролю и регулированию ис­ пользования объектов животного мира и среды их обитания» от 19.01.98 г. № 67 к таковым отнесено Министерство сельского хозяйства и продо- вольствия РФ и его территориальные подразделения. В составе мини­ стерства приказом Министра сельского хозяйства от 4 августа 1993 г. об­ разован Департамент по охране и рациональному использованию ресур­ сов охотничьих животных и одновременно утверждено Положение о нем.

Согласно этому положению Департамент и его управления охот­ ничьего хозяйства в субъектах федерации составляют единую систему го­ сударственных органов управления охотничьим хозяйством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.98 г. № 1594 «О специ­ ально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» закреплено, что Де­ партамент является специально уполномоченным -государственным ор­ ганом по охране окружающей природной среды в части сохранения, вос­ производства и регулирования использования охотничьих ресурсов.

Территориальным органом Департамента Минсельхоза РФ в Рес­ публике Башкортостан является Управление по охране, контролю и регу­ лированию использования охотничьих животных РБ, в компетенцию ко­ торого входит вынесение постановлений по охране и регулированию ис­ пользования ресурсов животного мира.

Данное Управление создано на основании приказа «О создании Управления по охране, контролю и регулированию использования охот­ ничьих животных Республики Башкортостан» № 776 от 22.09.2000 г., а 8 ноября 2000 г. утверждено « Положение об Управлении по охране, кон­ тролю и регулированию использования охотничьих животных Республи­ ки Башкортостан».

Вышеупомянутое Управление является специально уполномочен­ ным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, и в связи с этим выносит по­ становления об административных взысканиях физическим, юридиче­ ским лицам и иностранным гражданам, нарушившим законодательство по охране и регулированию использования ресурсов животного мира. С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что рассмотрение материалов о правонарушениях и наложение ад­ министративных взысканий Управлением по охране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства при Министерстве лестно­ го хозяйства и природных ресурсов РБ не соответствует законодательст­ ву, а поэтому оспариваемые нормы Положения подлежат признанию не­ действительными со дня их принятия.

Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права являются несостоятельными.

Руководствуясь ст.ст.305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 мая 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства юстиции Республики Башкортостан - без удовлетворения.

нк

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции