Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д е д о № К ACQ 1-479
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.
членов коллегии:
Толчеева Н.К.
Петроченкова А.Я.
с участием прокурора Федотовой A.B.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 декабря 2001 г.
гражданское дело по заявлению Международной общественной органи зации «Ассоциация морских лоцманов России» и Автономной неком мерческой организации «Общество морских лоцманов СанктПетербурга» о признании недействительным (незаконным) Постановле ния Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. № 538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» по кассационной жалобе «Общества морских лоцманов СанктПетербурга» на решение Верховного Суда Р Ф от 17 октября 2001 г., ко торым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Р Ф Федина А.И., объяс нения представителей заявителей Макарова И.А., Егоркина В.И., Стешенко М.И. и Иванова К.В., поддержавших доводы кассационной жало бы, объяснения представителя Правительства Р Ф Захарова A.B., возра жавшего против удовлетворения жалобы, выслушав заключение проку рора Федотовой A.B., полагавшей кассационную жалобу необоснован ной, Кассационная коллегия 17 июля 2001 г. Правительством Р Ф принято Постановление № 538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» в котором утвержден перечень морских портов, где до пускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов. В этом же Постановлении установлено, что в морских портах, не включенных в перечень, негосударственные организации по лоцманской проводке судов могут осуществлять свою деятельность в те чение срока действия лицензий, выданных им до принятия Постановле ния.
Международная общественная организация «Ассоциация морских лоцманов России» и Автономная некоммерческая организация «Общест во морских лоцманов Санкт-Петербурга» обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным данного Постановления Правительства РФ, ссылаясь на то, что оно не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, феде ральному законодательству России, нарушает права и законные интере сы негосударственных лоцманских организаций, лоцманов и подлежит признанию недействительным (незаконным).
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель «Общества морских лоцма нов Санкт-Петербурга» ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии закону оспорен ного постановления Правительства РФ и нарушение коллегиальности при разрешении спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного реше ния.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренное постанов ление принято Правительством РФ в пределах предоставленных ему полномочий и по существу соответствует федеральному закону.
Так в соответствии со статьей 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Фе дерации» Правительство РФ осуществляет в соответствии с Конституци ей Российской Федерации и Федеральными законами регулирование экономических процессов, вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации. При этом одним из способов реализации Правительством РФ возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральным законода тельством полномочий является издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных за конов и федеральных законов, постановлений нормативно-правового характера и обеспечение их исполнения (статья 115, часть 1 Конституции Российской Федерации; часть первая статьи 23 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
Оспариваемое заявителями постановление № 538, как это следует из его преамбулы, издано Правительством Р Ф в соответствии со статьей 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, утвер жденного Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.
Согласно п.2 ст.87 Кодекса торгового мореплавания РФ морской лоцман (далее - лоцман) является работником лоцманской службы госу дарственной организации; негосударственные организации по лоцман ской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых по становлением Правительства РФ, и требований, установленных настоя щим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации; пе речень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Прави тельством РФ.
Оспоренное постановление Правительства РФ полностью соответ ствует приведенным положениям федерального закона, являющегося специальным законом в области торгового мореплавания и регулирую щего, в частности, деятельность морских лоцманов.
Пунктом 1 данного постановления во исполнение ст. 87 К Т М РФ утвержден перечень морских портов, в которых допускается деятель ность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно признал соответствующим закону пункт 1 постановления Правительства РФ.
Довод в кассационной жалобе о том, что этот пункт нормативного акта противоречит Конституции РФ, нельзя признать обоснованным.
В соответствии с ч.Ш ст.55 Конституции РФ права и свободы чело века и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов дру гих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Именно законодатель в приведенной выше ст.87 Кодекса торгового мореплавания Р Ф (а не Правительство РФ в оспоренном постановлении) ввел определенные ограничения в деятельности лоцманов негосударст венных организаций по проводке судов.
Учитывая объективную необходимость государственного надзора за торговым мореплаванием, в том числе, и за лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах (что преду смотрено и ст.6 К Т М РФ), а также важное значение морских портов для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также для защиты прав и законных интересов других лиц, Кассационная коллегия не находит оснований сомневаться в конституционности положений ста тьи 87 Кодекса торгового мореплавания РФ, предусматривающей огра ничение права негосударственных организаций по осуществлению лоц манской деятельности. Поэтому, довод в кассационной жалобе о несоот ветствии оспоренного постановления Правительства Р Ф (основанного на ст.87 К Т М РФ и этой статье Кодекса соответствующего) положениям Конституции РФ нельзя признать обоснованным.
В связи с изложенным Кассационная коллегия не может согласить ся и с утверждением в кассационной жалобе о том, что суд первой ин станции якобы обязан был проверить по существу правомерность вклю- чения Правительством РФ в такой (предусмотренный п.1 оспоренного постановления) Перечень конкретных морских портов, в которых допус кается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов.
Как указано выше, законодатель наделил Правительство РФ пра вом установить приведенный Перечень и при этом не предусмотрел ка кие-либо критерии для установления данного Перечня.
При этом, суд первой инстанции правильно руководствовался именно Кодексом торгового мореплавания Р Ф (являющимся специаль ным законом в рассматриваемом случае), а не другими законами, пере численными в кассационной жалобе.
Как правильно указал суд в своем решении, положения пунктов 2 и 4 постановления Правительства РФ носят организационноисполнительский характер.
Эти пункты основаны на нормах абзаца 2 пункта 2 ст.87 и абзаца 2 пункта 2 ст.88 К Т М РФ и сами собой не могут затрагивать права и за конные интересы заявителей.
Положения пункта 3 Постановления № 538, устанавливающие, что в морских портах, не включенных в утвержденный постановлением № 538 перечень, негосударственные организации по лоцманской проводке судов могут осуществлять свою деятельность в течение срока действия лицензий, выданных им до принятия Постановления № 538, также пра вильно признаны судом не противоречащими нормам федерального за конодательства и не нарушающими права и охраняемые законом интере сы заявителей. Данная норма соответствует абзацу второму пункта 3 ста тьи 49 ГК РФ, согласно которому право юридического лица осуществ лять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Пункт 3 Постановления № 538 фактически предоставляет дополни тельную правовую гарантию того, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов смогут беспрепятственно продолжать свою деятельность и после издания Правительством Р Ф обжалуемого Постановления № 538 до окончания срока действия лицензии, хотя порт, в котором осуществляется такая деятельность, и не включен в Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных органи заций по лоцманской проводке судов.
Несостоятельным является и довод в кассационной жалобе о нару шении судом принципа коллегиальности рассмотрения настоящего дела.
Согласно ст.ст.231, 232 ГПК РСФСР дела об оспаривании норма тивных правовых актов рассматриваются судьей единолично.
Ссылка в кассационной жалобе на ст.239 Г П К РСФСР является необоснованной, поскольку данная норма закона относится к процедуре рассмотрения дел по жалобам на действия государственных и иных ор ганов, а также должностных лиц, а не на нормативные правовые акты.
По изложенным основаниям кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
б Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий А.И.Федин Члены коллегии Н.К.Толчеев сефю « су А.Я.Петроченков КОПИЯ в е р н а : Зав.секретариатом Кас.коллегии Верховного Суда РФ ^» Ю.В.Попова
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |