Определение ВС РФ № КACQ1-479



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д е д о № К ACQ 1-479

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.

членов коллегии:

Толчеева Н.К.

Петроченкова А.Я.

с участием прокурора Федотовой A.B.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 декабря 2001 г.

гражданское дело по заявлению Международной общественной органи­ зации «Ассоциация морских лоцманов России» и Автономной неком­ мерческой организации «Общество морских лоцманов СанктПетербурга» о признании недействительным (незаконным) Постановле­ ния Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. № 538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» по кассационной жалобе «Общества морских лоцманов СанктПетербурга» на решение Верховного Суда Р Ф от 17 октября 2001 г., ко­ торым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Р Ф Федина А.И., объяс­ нения представителей заявителей Макарова И.А., Егоркина В.И., Стешенко М.И. и Иванова К.В., поддержавших доводы кассационной жало­ бы, объяснения представителя Правительства Р Ф Захарова A.B., возра­ жавшего против удовлетворения жалобы, выслушав заключение проку­ рора Федотовой A.B., полагавшей кассационную жалобу необоснован­ ной, Кассационная коллегия 17 июля 2001 г. Правительством Р Ф принято Постановление № 538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» в котором утвержден перечень морских портов, где до­ пускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов. В этом же Постановлении установлено, что в морских портах, не включенных в перечень, негосударственные организации по лоцманской проводке судов могут осуществлять свою деятельность в те­ чение срока действия лицензий, выданных им до принятия Постановле­ ния.

Международная общественная организация «Ассоциация морских лоцманов России» и Автономная некоммерческая организация «Общест­ во морских лоцманов Санкт-Петербурга» обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным данного Постановления Правительства РФ, ссылаясь на то, что оно не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, феде­ ральному законодательству России, нарушает права и законные интере­ сы негосударственных лоцманских организаций, лоцманов и подлежит признанию недействительным (незаконным).

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель «Общества морских лоцма­ нов Санкт-Петербурга» ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии закону оспорен­ ного постановления Правительства РФ и нарушение коллегиальности при разрешении спора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного реше­ ния.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренное постанов­ ление принято Правительством РФ в пределах предоставленных ему полномочий и по существу соответствует федеральному закону.

Так в соответствии со статьей 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Фе­ дерации» Правительство РФ осуществляет в соответствии с Конституци­ ей Российской Федерации и Федеральными законами регулирование экономических процессов, вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации. При этом одним из способов реализации Правительством РФ возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральным законода­ тельством полномочий является издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных за­ конов и федеральных законов, постановлений нормативно-правового характера и обеспечение их исполнения (статья 115, часть 1 Конституции Российской Федерации; часть первая статьи 23 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

Оспариваемое заявителями постановление № 538, как это следует из его преамбулы, издано Правительством Р Ф в соответствии со статьей 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, утвер­ жденного Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

Согласно п.2 ст.87 Кодекса торгового мореплавания РФ морской лоцман (далее - лоцман) является работником лоцманской службы госу­ дарственной организации; негосударственные организации по лоцман­ ской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых по­ становлением Правительства РФ, и требований, установленных настоя­ щим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации; пе­ речень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Прави­ тельством РФ.

Оспоренное постановление Правительства РФ полностью соответ­ ствует приведенным положениям федерального закона, являющегося специальным законом в области торгового мореплавания и регулирую­ щего, в частности, деятельность морских лоцманов.

Пунктом 1 данного постановления во исполнение ст. 87 К Т М РФ утвержден перечень морских портов, в которых допускается деятель­ ность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов.

При таком положении суд первой инстанции обоснованно признал соответствующим закону пункт 1 постановления Правительства РФ.

Довод в кассационной жалобе о том, что этот пункт нормативного акта противоречит Конституции РФ, нельзя признать обоснованным.

В соответствии с ч.Ш ст.55 Конституции РФ права и свободы чело­ века и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци­ онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов дру­ гих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Именно законодатель в приведенной выше ст.87 Кодекса торгового мореплавания Р Ф (а не Правительство РФ в оспоренном постановлении) ввел определенные ограничения в деятельности лоцманов негосударст­ венных организаций по проводке судов.

Учитывая объективную необходимость государственного надзора за торговым мореплаванием, в том числе, и за лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах (что преду­ смотрено и ст.6 К Т М РФ), а также важное значение морских портов для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также для защиты прав и законных интересов других лиц, Кассационная коллегия не находит оснований сомневаться в конституционности положений ста­ тьи 87 Кодекса торгового мореплавания РФ, предусматривающей огра­ ничение права негосударственных организаций по осуществлению лоц­ манской деятельности. Поэтому, довод в кассационной жалобе о несоот­ ветствии оспоренного постановления Правительства Р Ф (основанного на ст.87 К Т М РФ и этой статье Кодекса соответствующего) положениям Конституции РФ нельзя признать обоснованным.

В связи с изложенным Кассационная коллегия не может согласить­ ся и с утверждением в кассационной жалобе о том, что суд первой ин­ станции якобы обязан был проверить по существу правомерность вклю- чения Правительством РФ в такой (предусмотренный п.1 оспоренного постановления) Перечень конкретных морских портов, в которых допус­ кается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов.

Как указано выше, законодатель наделил Правительство РФ пра­ вом установить приведенный Перечень и при этом не предусмотрел ка­ кие-либо критерии для установления данного Перечня.

При этом, суд первой инстанции правильно руководствовался именно Кодексом торгового мореплавания Р Ф (являющимся специаль­ ным законом в рассматриваемом случае), а не другими законами, пере­ численными в кассационной жалобе.

Как правильно указал суд в своем решении, положения пунктов 2 и 4 постановления Правительства РФ носят организационноисполнительский характер.

Эти пункты основаны на нормах абзаца 2 пункта 2 ст.87 и абзаца 2 пункта 2 ст.88 К Т М РФ и сами собой не могут затрагивать права и за­ конные интересы заявителей.

Положения пункта 3 Постановления № 538, устанавливающие, что в морских портах, не включенных в утвержденный постановлением № 538 перечень, негосударственные организации по лоцманской проводке судов могут осуществлять свою деятельность в течение срока действия лицензий, выданных им до принятия Постановления № 538, также пра­ вильно признаны судом не противоречащими нормам федерального за­ конодательства и не нарушающими права и охраняемые законом интере­ сы заявителей. Данная норма соответствует абзацу второму пункта 3 ста­ тьи 49 ГК РФ, согласно которому право юридического лица осуществ­ лять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Пункт 3 Постановления № 538 фактически предоставляет дополни­ тельную правовую гарантию того, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов смогут беспрепятственно продолжать свою деятельность и после издания Правительством Р Ф обжалуемого Постановления № 538 до окончания срока действия лицензии, хотя порт, в котором осуществляется такая деятельность, и не включен в Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных органи­ заций по лоцманской проводке судов.

Несостоятельным является и довод в кассационной жалобе о нару­ шении судом принципа коллегиальности рассмотрения настоящего дела.

Согласно ст.ст.231, 232 ГПК РСФСР дела об оспаривании норма­ тивных правовых актов рассматриваются судьей единолично.

Ссылка в кассационной жалобе на ст.239 Г П К РСФСР является необоснованной, поскольку данная норма закона относится к процедуре рассмотрения дел по жалобам на действия государственных и иных ор­ ганов, а также должностных лиц, а не на нормативные правовые акты.

По изложенным основаниям кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

б Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Председательствующий А.И.Федин Члены коллегии Н.К.Толчеев сефю « су А.Я.Петроченков КОПИЯ в е р н а : Зав.секретариатом Кас.коллегии Верховного Суда РФ ^» Ю.В.Попова

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции