Определение ВС РФ от 04.12.1998 № КАС02-33



РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №КАС 02-33

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего членов коллегии с участием прокурора - Федина А.И., Пирожкова В.Н., Петроченкова А.Я., МиловановаВ.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 5 февраля 2002 года гражданское дело по жалобе Суворова С.Д. о признании незаконными Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 года №1062, постановлений и распоряжений Правительства РФ и поста­ новлений Государственного комитета РФ по строительству и жилищнокоммунальному комплексу, проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 1998-2002 годы, а также о возмещении убытков и морального вреда по частной жалобе Суворова С.Д. на определение судьи Верховного Суда РФ от 28 ноября 2001 года, ко­ торым заявителю отказано в принятии части требований к производству.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Петроченкова А.Я., объяснения представителей Правительства РФ Юркина В.В., Наседкина Э.Л., Раззаковой Р.Х., Овчарова П.И. и Беловой М.С., возражавших против удовлетворения частной жалобы, выслушав заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Милованова В.В., полагавшего частную жалобу необоснованной, Кассаци­ онная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Суворов обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просил признать незаконными:

- проекты федеральных законов о федеральном бюджет на 1998-2002 годы, - Указ Президента РФ от 30 сентября 1997 года №1062 "О совершенствовании по­ рядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий гра­ ждан", - постановление Правительства РФ от 13 января 1996 года № 26 "О дополнитель­ ных мерах по обеспечению жильем военнослужащих, граждан, уволенных с во­ енной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и о программе строительства жилья для этой категории граждан на 1996-1997 годы", постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 604 "О порядке ока­ зания безвозмездной помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты де­ нежной компенсации за нем (поднаем) ж и л ы х помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы", постановление Правительства Р Ф от 21 сентября 2000 года № 700"О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №604", постановление Правительства Р Ф от 3 августа 1996 года № 937 "О предоставле­ нии гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года № 71 "О федеральной целевой программе "Государственные ж и л и щ н ы е сертификаты", постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 315 "О внесении из­ менений в федеральную целевую программу "Государственные жилищные сер­ тификаты", постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 года № 351 (ред. от 29 сен­ тября 1999 года) "Вопросы реализации президентской программы "Государст­ венные ж и л и щ н ы е сертификаты", постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутрен­ них дел, нуждающихся в улучшении ж и л и щ н ы х условий в избранном постоян­ ном месте жительства", постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 891 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О феде­ ральном бюджете на 2000 год", постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 года № 449 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О феде­ ральном бюджете на 2001 год", распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2000 года №394-р "О средней ры­ ночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Российской Федерации, экономическим районам и субъектам Российской Федерации для расчета разме­ ра безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение ж и л ы х помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета", постановление Госстроя РФ от 31 мая 2000 года № 5 3 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III квартал 2000 года для расче­ та размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предостав­ ляются за счет средств федерального бюджета", постановление Госстроя РФ от 30 августа 2000 года № 8 5 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2000 года для расче­ та размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предостав­ ляются за счет средств федерального бюджета", постановление Госстроя РФ от 30 ноября 2000 года № 1 1 3 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на I квартал 2001 года для расчета - - размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предостав­ ляются за счет средств федерального бюджета", постановление Госстроя РФ от 28 февраля 2001 года № 1 4 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2001 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предостав­ ляются за счет средств федерального бюджета", постановление Госстроя РФ от 31 мая 2001 года № 5 5 (ред. от 7 августа 2001 го­ да) "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III квартал 2001 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приоб­ ретение ж и л ы х помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета".

Кроме того, заявитель просил взыскать с государства причиненные ему убытки в сумме 739 676 17 рублей и моральный вред в сумме 1 500 000 рублей, освободив от уплаты государственной пошлины в связи с тяжелым материальным положением.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 28 ноября 2001 года принято к про­ изводству Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции заявление Суворова Сергея Дмитриевича об оспаривании:

- постановления Правительства РФ от 13 января 1996 года № 26 "О дополнитель­ ных мерах по обеспечению жильем военнослужащих, граждан, уволенных с во­ енной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и о программе строительства жилья для этой категории граждан на 1996-1997 годы", постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 604 "О порядке ока­ зания безвозмездной помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты де­ нежной компенсации за нем (поднаем) ж и л ы х помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы", за исключением пунктов 5, 11 и 12 Положения о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строи­ тельство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) ж и л ы х помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной служ­ бы, утвержденного указанным постановлением Правительства РФ, - - постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 года № 700 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №604", за исключением пунктов 4, 7 и 8 указанного Поло­ жения в редакции постановления Правительства Р Ф от 21 сентября 2000 года №700, постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 года (ред. от 20 августа 2001 года) № 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждаю­ щимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строитель­ ство или приобретение жилья", за исключением пунктов 10,11,12,13,14 Положе­ ния о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении ж и л и щ н ы х условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утверл<денного указанным постановлением (в ред. Поста­ новлений Правительства РФ от 04.12.1998 N 1431, от 20.08.2001 N 594;

с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 891, - - - - - постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 года № 351 (ред. от 29 сен­ тября 1999 года) "Вопросы реализации президентской программы "Государст­ венные жилищные сертификаты", за исключением пунктов 6, 8 и 11 указанного постановления (ред. постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999 года №1095), постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутрен­ них дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоян­ ном месте жительства", за исключением подпункта "а" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уво­ ленных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, утвержденных указанным постановлением, постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 891 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О феде­ ральном бюджете на 2000 год", постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 года № 449 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О феде­ ральном бюджете на 2001 год", распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2000 года №394-р "О средней ры­ ночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Российской Федерации, экономическим районам и субъектам Российской Федерации для расчета разме­ ра безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета".

Этим же определением Суворову отказано в принятии заявления к производству Верховного Суда РФ по первой инстанции в связи с неподведомственностью заявлен­ ных требований суду в части оспаривания:

- проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 1998-2002 годы, - постановления Госстроя РФ от 31 мая 2000 года №53 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III квартал 2000 года для расче­ та размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предостав­ ляются за счет средств федерального бюджета", - постановления Госстроя РФ от 30 ноября 2000 года №113 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на I квартал 2001 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предостав­ ляются за счет средств федерального бюджета", - постановления Госстроя РФ от 28 февраля 2001 года №14 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2001 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предостав­ ляются за счет средств федерального бюджета", - постановление Госстроя РФ от 31 мая 2001 года №55 (ред. от 7 августа 2001 го­ да) "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III квартал 2001 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приоб­ ретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета".

Суворову отказано в принятии заявления к производству Верховного Суда РФ по первой инстанции в связи с неподсудностью данному суду в части оспаривания ука­ за Президента РФ от 30 сентября 1997 года № 1062, о возмещения причиненных убыт­ ков и морального вреда, а также в принятии заявления к производству Верховного Су­ да РФ по первой инстанции в связи с наличием вступивших в законную силу судебных решений в части оспаривания:

- постановления Правительства РФ от 20 января 1998 года № 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", - постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 315 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Государствен­ ные жилищные сертификаты", - пунктов 5, 11 и 12 Положения о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного постановлением Правительства РФ 26 июня 1995 года №604 (в первой редакции), - пунктов 4, 7 и 8 указанного Положения, утвержденного постановлением Прави­ тельства РФ от 26 июня 1995 года №604 (в редакции постановления Правитель­ ства РФ от 21 сентября 2000 года №700), - пунктов 10,11,12,13,14 Положения о предоставлении гражданам Российской Фе­ дерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субси­ дии на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 года №937 (в ред. Постановлений Прави­ тельства РФ от 04.12.1998 N 1431, от 20.08.2001 N 594; с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 891), -. пунктов 6, 8 и 11 постановления Правительства РФ от 29 марта 1999 года № 351 (ред. постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999 года №1095) "Во­ просы реализации президентской программы "Государственные жилищные сер­ тификаты", - подпункта "а" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольне­ нию с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или от­ ставку и службы в органах внутренних дел, утвержденных постановлением Пра­ вительства РФ от 6 сентября 1998 года №1054, - постановления Госстроя РФ от 30 августа 2000 года №85 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2000 года для расче­ та размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предостав­ ляются за счет средств федерального бюджета".

В частной жалобе, не соглашаясь с определением в части отказа в принятии к производству отдельных требований, заявитель просит его отменить и принять к про­ изводству его жалобу в полном объеме.

Изучив материалы дела и обсудив доводы, приведенные в частной жалобе. Кас­ сационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим осно­ ваниям.

В соответствии с п.З ч.2 ст. 129 ГПК РСФСР судья отказывает в принятии заяв­ ления, если имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

Утверждения заявителя о том, что ни в одном из перечисленных дел он не вы­ ступал стороной спора, не может быть принято во внимание, поскольку стороной спо­ ра при обжаловании нормативных актов является не конкретное лицо, а любой граж­ данин, чьи права и свободы может затрагивать обжалуемый акт.

В связи с этим заявление Суворова в части требований о признании незаконны­ ми (конкретных норм и в целом) постановлений Правительства РФ и Госстроя РФ, рас­ смотренных Верховным Судом РФ, принятию к производству Верховного Суда РФ не подлежало.

Если ко времени обращения в суд с заявлением об обжаловании нормативного акта этот акт прекратил свое действие, гражданину должно быть отказано в приеме за­ явления на основании п.1 ч.2 ст. 129 ГПК РСФСР в связи с неподведомственностью за­ явленного требования суду.

В настоящее время постановления Государственного комитета Российской Фе­ дерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 31 мая 2000 года № 53, от 30 ноября 2000 года №113, от 28 февраля 2001 года №14, от 31 мая 2001 года № 55, оспариваемые заявителем, утратили силу в связи с истечением срока их дейст­ вия.

В соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, на­ рушающих права и свободы граждан» предметом судебного обжалования могут быть только нормативные правовые акты, которые на момент обжалования или рассмотре­ ния жалобы по существу действуют, могут повлечь нарушения гражданских прав и свобод, а поэтому требовать судебного пресечения.

Правовые же акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, нарушения охраняемых %аконом прав и свобод граждан повлечь уже не могут, а следовательно, не требуют су­ дебного пресечения и не могут выступать предметом судебного обжалования по упо­ мянутому закону. Поэтому, поскольку ко времени обращения в суд с заявлением об обжаловании постановлений Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу они прекратили свое действие, заявителю обоснованно быть отказано в приеме заявления на основании пункта 1 части 2 статьи 129 ГПК РСФСР в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению и разреше­ нию в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с действующим законодательством не могут быть предметом рассмотрения в судах проекты Законов Российской Федерации, поскольку они не мо­ гут нарушать охраняемые законом права и свободы граждан, вследствие чего не тре­ буют судебного пресечения и не являются предметом судебного обжалования. При та­ гах обстоятельствах заявителю обоснованно отказано в принятии к производству его заявления в этой части в связи с неподведомственностью заявленного требования суду.

В ст. 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР определен перечень дел, которые подсудны Верховному Суду Российской Федерации по первой инстан­ ции. Заявление Суворова в части оспаривания Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 года №1062, о возмещения причиненных убытков и морального вреда, не отно- сится к данной категории дел, а потому рассмотрению в Верховном Суде РФ не под­ лежит.

Отказывая заявителю в принятии к производству требований о причинении убытков и морального вреда судья, вопреки мнению в жалобе, не делал выводов о за­ конности таких требований, а лишь указал на их неподсудность Верховному Суду РФ.

Не может быть принята во внимание ссылка заявителя на нарушение судьей ч.З ст. 129 ГПК РСФСР, поскольку с принятием Федерального закона РФ "О внесении из­ менений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" от 7 августа 2000 года №120-ФЗ, данная норма в части обязанности судьи указывать в какой орган следует обращаться, если дело неподведомственно данному суду, исключена.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст.317 ГПК РСФСР, Кассаци­ онная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2001 года оставить без изменения, а частную жалобу Суворова Сергея Дмитриевича - без удовлетворения.

КОПИЯ в е р н а : Зав.секретариатом Кас.коллегии Верховного Суда РФ /Ю.В.Попова

Справка
Тип акта

Определение

Категория дела

Арбитраж

Инстанция

Кассация

Суд

ВС РФ

Судьи

Требования

Результат

Результат не указан

Статьи

Категории
Инстанции