Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ РОССИЙСКОЙ СУД ФЕДЕРАЦИИ Дело №КАС 01-502
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего членов коллегии с участием прокурора - Федина А.И., Кебы Ю.Г., Анохина В.Д., Морозова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2002 года дело по жалобе Годанюка С.Ф. на постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 года №351 "Во просы реализации президентской программы "Государственные жилищные, сертифика ты" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года №1095 по кассационной жалобе Годанюка С.Ф. на решение Верховного Су да РФ от 17 сентября 2001 года, которым заявителю отказано в удовлетворении заяв ленного требования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.П., объяснения представителей Правительства РФ Овчарова П И . и Наседкина Э.Л., возражав ших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение про курора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Морозова Ю.Ю., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная кол легия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Годанюк С.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жало бой о признании незаконным вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, сославшись на то, что оспариваемый им нормативный акт противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному закону РФ "О статусе военнослужащих", поскольку ограничивает права граждан в воз можности приобретения жилого помещения в рамках Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".
Решением Верховного Суда РФ от 17 сентября 2001 года заявителю отка зано в удовлетворении его жалобы.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с решением, заявитель просит его отменить. По его мнению предметом рассмотрения судебного заседания был не "Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, вы даваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам орга нов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, граж данам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, уч реждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков", ут вержденной данным постановлением Правительства Российской Федерации, а само постановление, которое им не обжаловалось. Кроме того, Годанюк считает, что обжалуемый им нормативный правовой акт вступает в противоречие с поло жениями Конституции Российской Федерации и Закона РФ "О статусе военно служащих", однако судом эти обстоятельства исследованы не были, а в подтвер ждение доводов, на которые ссылались ответчики в судебном заседании, не было представлено доказательств.
Изучив материалы дела и обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Утверждение заявителя о том, что судом при рассмотрения дела по его жа лобе исследовалось постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 года №351, а не утвержденный им "Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел/учреж дений и органов уголовно-исполнительной системы министерства юстиции Рос сийской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из за крытых и обособленных военных городков" является голословным. Судом жа лоба была рассмотрена в полном объеме по тем требованиям, которые в ней из лагались.
Кроме того, утвержденный данным постановлением " Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослу жащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы министерства юсти ции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселе нию из закрытых и обособленных военных городков" является неотъемлемой частью самого постановления Правительства РФ от 29 марта 1999 года №351, которым он утвержден, и он не мог рассматриваться отдельно от него как само стоятельный нормативный акт.
Оспариваемое заявителем постановление является производным от поста новления Правительства РФ от 20 января 1998 года №71 «О федеральной целе вой программе «Государственные жилищные сертификаты», которое регламен- тирует право граждан на участие в этой Программе. В то же время, согласно ста тье 4 названного Постановления, участие в Программе добровольное и является одним из способов реализации права граждан на жилье, гарантированного Кон ституцией РФ и Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих».
Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспече ние жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сер тификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 го да №76-ФЗ, согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Пра вительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в рамках ст. 115 Конституции Рос сийской Федерации и п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослу жащих", принимая соответствующее Постановление, было правомочно устано вить порядок реализации сертификатов.
Доводы заявителя о противоречии обжалуемого постановления Конститу ции Российской Федерации и Федеральному закону РФ "О статусе военнослу жащих" ничем не подкреплены и не обоснованы. Ссылка же на п.7 ст. 15 указан ного Закона не может быть принята во внимание, поскольку в нем указан размер предоставления субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи и не имеет отношения к безвозмездной субсидии на приобретение жилья (государственным жилищным сертификатам), поскольку оказание безвозмездной финансовой по мощи является самостоятельным способом реализации военнослужащими своего права на жилье и регламентируется самостоятельным нормативным правовым актом - постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 года № 937 « О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобрете ние жилья»( с изменениями от 4 декабря 1998 года.).
Что касается определения стоимости 1 кв.м. в г. Москве и г. СанктПетербурге, то в соответствии со ст.65 Конституции Российской Федерации они являются городами федерального значения - субъектами Российской Федерации, в связи с чем и здесь не усматривается противоречия обжалуемого постановле ния Правительства РФ Конституции Российской Федерации или Федеральному закону РФ "О статусе военнослужащих". Более того, таким образом обеспечива ется возможность более правильной дифференциации стоимости 1 кв.м. жилья при обеспечении жильем граждан, проживающих в этих городах, при условии, что стоимость жилья здесь более высокая, чем в иных регионах, в частности, в Московской и Ленинградской областях.
Кроме того, ссылки автора жалобы на постановления Госстроя РФ от 31 мая 2000 года № 53 и от 31 марта 2000 года № 25 несостоятельны, поскольку они утратили свою силу к моменту обращения заявителя в суд.
Нельзя согласиться и с доводами Годанюка о том, что представителями Правительства РФ не представлено доказательств обоснованности действий Правительства РФ, связанных с изданием обжалуемого им нормативного акта.
Вопреки этим утверждениям, Правительством РФ представлены суду дос таточные доказательства правомерности своих действий, которые явились пред метом исследования в судебном заседании и получили надлежащую оценку в судебном решении.
В случае же отказа в реализации прав на получение жилья другими, пре дусмотренными законодательством, способами, о чем говорится в кассационной жалобе, гражданин вправе обратиться за защитой своих законных прав и интере сов в суд с соответствующими требованиями.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст.317 ГПК РСФСР, Кас сационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Годанюка Сергея Федоровича без удовлетворения.
Председательствующий:
Федин А.И.
Члены коллегии:
Кеба Ю.Г.
Анохин В.Д.
КОПИЯ в е р н а : Зав.секретариатом Кас.коллегии Верховного Суда РФ ' .' / Ю.В.Попова
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |