Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
/ 7 ГКПИ01-1739 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации "5 " февраля 200% Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Верховного Суда РФ Соловьева В.Н.
при секретаре судебного заседания Жуковой И.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ЗАО «Кантри и КиК» о признании незаконным и.6.1 «Стандар тов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополни тельных акций, облигаций и их проспектов эмиссии», утвержденных по становлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. №47, установил :
ЗАО «Кантри и КиК» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просило признать незаконным пункт 6.7 раздела 6 «Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии», утвержденных постановлением Федеральной комиссии по рынку цен ных бумаг (далее - ФКЦБ России).
г 2 Полагая, что п.6.7 «Стандартов» не соответствует действующему законодательству, незаконно ограничивает порядок увеличения устав ного капитала и прав акционеров, акционерное общество, кроме того, сослалось на отсутствие государственной регистрации данного норма тивного акта в Министерстве юстиции Российской Федерации и отсут ствие его официального опубликования.
Представитель ЗАО «Кантри и КиК» адвокат Лузин В.П. в судеб ном заседании изложенное в жалобе требование поддержал, пояснив, что «Стандарты» эмиссии акций содержат положения, затрагивающие права и свободы граждан акционеров, препятствуют им свободно ис пользовать и распоряжаться принадлежащим им имуществом, в том числе акциями.
Утверждал, что устанавливая требования и порядок увеличения уставного капитала (п.6.7 «Стандартов») ФКЦБ неосновательно втор гается в компетенцию ФЗ «Об акционерных обществах» и выходит за пределы предмета регулирования ФЗ «О рынке ценных бумаг», что сле дует признать недопустимым.
Представитель ФКЦБ России Акимов Л.Ю. возражал против удовлетворения жалобы, так как положения оспариваемого пункта «Стандартов» не нарушают прав и охраняемых законом интересов ЗАО «Кантри и КиК» и его акционеров и не противоречат требованиям дей ствующего законодательства.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ермакова Л.А. жалобу ЗАО «Кантри и КиК» не признала, пояснила су ду, что «Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных об ществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии» ут верждены постановлением ФКЦБ России от 11.11.98 г. № 47, тогда как направлению на государственную регистрацию подлежали норматив ные правовые акты ФКЦБ принятые начиная со 2.12.98 г., т.е. с момента вступления в силу Федерального закона от 26.11.98 г. № 182-ФЗ «О вне сении изменения и дополнения в ст.43 ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Выслушав объяснения представителей, исследовав материалы де ла, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Россий ской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба ЗАО «Кан три и КиК» удовлетворению не подлежит, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения указанной жало бы.
Пунктом 6.7 «Стандартов эмиссии акций при учреждении акцио нерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии», утвержденных постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11.11.98 г. № 47 установлено, что увеличение ус тавного капитала акционерного общества путем увеличения номиналь ной стоимости акций возможно только за счет: средств, полученных ак ционерным обществом - эмитентом от продажи своих акций сверх их номинальной стоимости (эмиссионный доход); остатков фондов специ ального назначения (фонда накопления, фонда потребления, фонда со циальной сферы) акционерного общества - эмитента по итогам преды дущего года; нераспределенной прибыли акционерного общества - эми тента; средств от переоценки основных фондов акционерного общества эмитента.
Рассматривая вопрос обоснованности обращения ЗАО «Кантри и КиК», суд руководствуется тем, насколько указанные положения (п_6.7 «Стандартов») нарушают права и свободы заявителя, создают препят ствия и их осуществлению, либо не соответствуют требованиям дейст вующего законодательства.
Установлено, что «Стандарты» являются нормативным правовым актом, разработанным и утвержденным ФКЦБ России в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 2-.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Вышеуказанные функции и полномочия ФКЦБ России, также за креплены и пунктами 4а, б, л, п и 5л «Положения о Федеральной комис сии по рынку ценных бумаг», утвержденного Указом Президента Рос сийской Федерации от 1.07.96 г. № 1009 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 3.04.2000 г. № 620).
При этом статьей 39 (пункт 5) Федерального закона от 26.12.95 г.
№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции от 7.08.2001 г. № 120-ФЗ определено, что размещение обществом акций осуществляется в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
С учетом этого, суд полагает указанные «Стандарты», опреде ляющие способы и порядок осуществления эмитентом действий по эмиссии ценных бумаг, утверждены ФКЦБ России в пределах предос тавленных полномочий, и относятся к числу правовых актов, соблюде ние требований, содержащихся в них, является обязательным для эми тентов.
Судом также учтено, что они являются подзаконным правовым актом, который не подменяет действия правовых норм, содержащихся в действующих федеральных законах.
Так обжалуемый пункт 6.7 «Стандартов» содержится в разделе 6 «Эмиссия ценных бумаг, размещаемые путем конвертации» и определя ет действия эмитента, при одном из видов размещения ценных бумаг конвертации (перечень возможных способов размещения, содержащиеся в законе «Об акционерных обществах» указаны в пункте 1.3 «Стандартов»).
При этом доводы заявителя, что обжалуемый пункт устанавливает требования к порядку увеличения уставного капитала и регулирует дей ствия, осуществляемые не в порядке эмиссии, не соответствует действи тельности и не основаны на норме закона.
4 Пунктом 1 статьи 28 Закона «Об акционерных обществах» опреде лено, что уставный капитал общества может быть увеличен путем раз мещения дополнительных акций или путем увеличения номинальной стоимости акций.
Согласно пункта 2 статьи 28 и пункта 6 части 1 статьи 48 Закона об АО решение об увеличении уставного капитала общества путем уве личения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров.
При этом если при увеличении уставного капитала за счет допол нительных акций (то есть при внесении акционерами дополнительных взносов в уставный капитал) они размещаются посредством подписки или распределения, то при увеличении уставного капитала за счет уве личения номинальной стоимости акций размещение производится по средством конвертации (то есть, тогда, когда акции с меньшей номи нальной стоимостью конвертируются (обмениваются) на акции с боль шей номинальной стоимостью, с последующим аннулированием пер вых).
При этом пунктом 6.6 «Стандартов» определена последователь ность действий эмитента при конвертации, а пунктом 6.6.1 в соответст вии с нормами ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Закона «Об акционерных обществах» установлено, что началом эмиссии является утверждение решения о выпуске акций большей номинальной стоимости.
И уже затем согласно статье 19 Закона «О рынке ценных бумаг» пункта 6.6.5 «Стандартов» осуществляется конвертация акций.
Таким образом, именно указанные нормы, соответствующие как Закону о рынке, так и Закону об АО определяют действия и решения эмитента, который должны быть осуществлены для увеличения уставно го капитала путем увеличения номинальной стоимости акций.
Судом принято во внимание, что смысл увеличения уставного ка питала за счет увеличения номинальной стоимости акций и соответст венно такого вида конвертации заключается в том, что от акционеров не требуется внесение дополнительных взносов в уставный капитал, а увеличение капитала происходит за счет имущества общества, то есть за счет свободных финансовых источников, образовавшихся в результате деятельности общества.
Так в пункте 6.7 «Стандартов» и указаны все возможные источни ки оплаты акций новой номинальной стоимости при их размещении, выпущенных с целью увеличения уставного капитала.
При этом пунктом 9 Указа Президента РФ от 18.08.96 г. № 1210 определено, что такое увеличение уставного капитала не может быть больше стоимости чистых активов.
Следовательно содержание пункта 6.7 «Стандартов» полностью соответствует содержанию указанного пункта Указа Президента РФ и позиции законодателя установившего пунктом 5 статьи 28 Закона об 5 АО, что такое увеличение капитала может осуществляться только за счет имущества общества, а сумма увеличения капитала не должна пре вышать разницы между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что содержание пункта 6.7, указывая возможные источники для оплаты акций и соот ветственно увеличения капитала, полностью соответствует нормам дей ствующего законодательства и не нарушает прав ЗАО «Кантри и КиК».
Относительно утверждений заявителя о том, что обжалуемый пункт «Стандартов» не может быть признан законным, так как послед ний (правовой акт) не прошел государственной регистрации в Мини стерстве юстиции Российской Федерации, а также не был официально опубликован, суд считает несостоятельным.
Абзацем четвертым пункта 14 Указа Президента РФ от 3.07.95 г.
№ 662 «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникаци онной системы и обеспечению прав собственников при хранении цен ных бумаг и расчетах на фондовом рынке РФ» установлено, что реше ния Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (далее ФКЦБФР при Правительстве РФ), изданные в пределах ее полномочий, вступают в силу со дня их официального опуб ликования, без дополнительной регистрации.
Во исполнение Указа № 662, Правительством РФ принято поста новление от 26.12.95 г. № 1263 «Об информационном бюллетене «Вест ник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку», устанавливающее порядок официального опубликования нормативных правовых актов ФКЦБФР при Правительстве РФ.
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 1263 опубликование в информационном бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по цен ным бумагам и фондовому рынку» актов ФКЦБФР при Правительстве РФ, издаваемых в пределах ее полномочий, является их официальной публикацией.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 1.07.96 г. № 1009 «О федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 4.11.94 г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бу маг в РФ», преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.
Абзацем вторым пункта 2 Указа № 1009 установлено, что Феде ральная комиссия по рынку ценных бумаг является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что госу дарственной регистрации подлежат нормативные правовые акты ФКЦБ России, принятые начиная со 2.12.98 г., т.е. с момента вступления в силу 6 Федерального закона от 26.11.98 г. № 182-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в ст.43 федерального закона «О рынке ценных бумаг».
Суд считает возможным согласиться с мнением Министерства юс тиции Российской Федерации (письмо от 14.01.2002 г. № 07-100 л.д.56) о том, что поскольку оспариваемый нормативный акт ФКЦБ России был утвержден постановлением от 11.11.98 г. № 47, то он не подлежал пред ставлению на государственную регистрацию в Минюст России.
Таким образом, учитывая, что оспариваемый нормативный акт принят ФКЦБ России в пределах полномочий федерального органа ис полнительной власти, в соответствии с действующим законодательст вом, не нарушает прав и законных интересов ЗАО «Кантри и КиК», то жалоба последнего удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении жалобы ЗАО «Кантри и КиК» о признании не законным пункта 6.7 «Стандартов эмиссии акций при учреждении ак ционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспек тов эмиссии», утвержденных постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. № 47 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Вер ховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после выне сения решения судом в окончательной форме.
ПредседательствующиА^^-^*^^ В.Н.Соловьев КОПИЯ ВЕРНА:
СЕКРЕТАРЬ нк \ И.В.ЖУКОВА
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |