Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
Дело № КАС02-27
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А. И.
членов коллегии:
Лаврентьевой М.Н.
Петроченкова А.Я.
с участием прокурора:
Федотовой A.B.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 февраля 2002 г.
гражданское дело по жалобе Кузнецова Н.К. на п.4 постановления Пра вительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1086 «О государственной жи лищной инспекции в Российской Федерации» (в редакции постановлений от 24 февраля 1995 г. № 182 и от 13 октября 1997 г. № 1303) и на п.7 «По ложения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федера ции» по кассационной жалобе Кузнецова Н.К. на решение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2001 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяс нения представителей Правительства РФ Калмыковой Е.В. и Куншиной Л.В., возражавших против кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой A.B., полагавшей жалобу необоснованной, Касса ционная коллегия
установила:
постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в РФ» утверждено «Положе ние о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Кузнецов Н.К. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на п.4 данного постановления и п.7 Положения, предусматривающих образо вание в Министерстве строительства РФ Главной государственной жи лищной инспекции и рекомендацию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Главной государст венной жилищной инспекцией образовывать государственные жилищные инспекции территорий (п.4 постановления), а также то, что руководитель главной государственной жилищной инспекции - Главный государст венный жилищный инспектор Российской Федерации назначается Пра вительством РФ по представлению Министра строительства РФ, а замес тители Главного государственного жилищного инспектора РФ назнача ются Министром строительства РФ по представлению Главного государ ственного жилищного инспектора РФ.
В обоснование заявленного требования Кузнецов Н.К. сослался на то, что оспоренные положения нормативных актов противоречат ст.42 Закона РФ «О защите прав потребителей» и нарушают законные права и интересы заявителя по предоставлению качественных услуг жилищнокоммунального хозяйства.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Кузнецов Н.К. ставит вопрос об отмене су дебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии оспоренных положений актов требованиям закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного реше ния.
В качестве основного довода в подтверждение незаконности оспо ренных пунктов постановления и Положения заявитель привел то, что эти пункты противоречат ст.42 Закона РФ «О защите прав потребите лей», которая предусматривает полномочия федеральных органов ис полнительной власти (их территориальных органов) по осуществлению контроля за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Верховный Суд РФ обоснованно отверг данный довод заявителя как несостоятельный.
Действительно, ст.42 указанного закона перечисляет полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных ор ганов) по осуществлению контроля за качеством и безопасностью това ров (работ, услуг).
Однако, во-первых, приведенная норма закона не определяет пере численные меры по контролю за безопасностью товаров (работ, услуг) коммунально-хозяйственного характера, как отнесенные лишь к исклю чительной компетенции этих федеральных органов.
Ссылка заявителя на положения ст.71 Конституции РФ, относящей к ведению Российской Федерации, в частности, вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина несостоятельна для обос нования поданной в суд жалобы, так как оспоренные акты не регулиру ют права и свободы человека, а устанавливают создание органа - Госу дарственной жилищной инспекции в РФ с наделением ее полномочиями по обеспечению прав и законных интересов граждан и государства (как это следует из самих актов).
Согласно же п. «б» ст.72 Конституции РФ защита прав и свобод че ловека и гражданина отнесена к совместному ведению Российской Феде рации и субъектов Российской Федерации.
При таком положении вывод суда первой инстанции о правомер ности указания в нормативных актах Правительства РФ на возможность (рекомендацию) исполнительной власти субъекта Российской Федерации образовывать государственные жилищные инспекции на своей террито рии, а также осуществлять согласование назначения руководителя госу дарственных жилищных инспекций субъектов РФ с Главной государст венной жилищной инспекцией.
Правомерность оспоренных актов подтверждается положением ст. 13 Федерального конституционного закона «О Правительстве Россий ской Федерации», согласно которой Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мо жет передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и законам.
Во-вторых, по смыслу ст.42 Закона РФ «О защите прав потребите лей» содержащиеся в ней предписания направлены исключительно на защиту прав потребителей - на осуществление федеральными органами исполнительной власти контроля за качеством и безопасностью товаров (работ, УСЛУГ), В связи с чем оспоренные положения актов не могут в принципе нарушать права и свободы граждан.
Кроме того, как правильно указал суд в своем решении, по кон кретной проблеме, возникшей между заявителем и предприятием «Магадантеплосеть» по предоставлению коммунальных услуг Кузнецов Н.К.
не лишен возможности обращаться за защитой своих прав потребителя как в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, (наделенного статьей 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» большими полномочиями по защите прав потреби телей, в том числе и правом обращения в суд в защиту прав потребите лей), либо самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в суд.
С учетом изложенных обстоятельств Кассационная коллегия нахо дит судебное решение законным и обоснованным.
Довод в кассационной жалобе о том, что суд не рассмотрел изло женное Кузнецовым Н.К. в дополнительном заявлении требование о признании незаконным п.2.4 «Правил предоставления коммунальных ус луг», не может служить основанием для отмены судебного решения, по скольку этот пункт Правил имеет самостоятельное значение (независи мое от проверенных судом п.4 постановления и п.7 Положения).
Требование это (по п.2.4 Правил) фактически выделено судом на основании ст. 128 ГПК РСФСР в отдельное требование и дело по нему было возбуждено под номером ГКПИ01-1608.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Кузнецова Н.К. - без удовлетворе ния.
Председательствующий А.И.Федин Члены коллегии М.Н.Лаврентьева 7 Копия Вбрна:
Зав.секретариатом Кас.коллегии Верховного Суда РФ А.Я.Петроченков
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |