Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № КАС02-26
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в со ставе:
председательствующего:
Федина А.И.
членов коллегии:
Лаврентьевой М.Н.
Петроченкова А.Я.
с участием прокурора:
Федотовой A.B.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 05.02.2002 г. гражданское дело по жалобе Смирнова Николая Михайловича о признании незаконным пункта 1.6 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учрежде ний, утвержденного приказом Министерства образования Российской Феде рации от 26 июня 2000 г. № 1908 по кассационной жалобе заявителя на ре шение Верховного Суда РФ от 30 октября 2001 года, которым в удовлетворе нии заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фе дина А.И., объяснения представителя Министерства образования РФ Мурванидзе Г.И., возражавшего против кассационной жалобы, выслушав заключе ние прокурора Федотовой A.B., полагавшей жалобу заявителя необоснован ной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 ию ня 2000 г. № 1908, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июля 2000 г., было утверждено Положение о порядке атте стации педагогических и руководящих работников государственных и муни ципальных образовательных учреждений (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.6 Положения квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет.
Смирнов Н.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконным (недействительным) приведенного пред писания правового акта, ссылаясь на то, что оно не соответствует Конститу ции РФ, Федеральному закону «Об образовании» и нарушает права педаго гических работников.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Смирнов Н.М. ставит вопрос об отмене судеб ного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии оспо ренного пункта Положения закону и об отсутствии нарушения прав граждан этим актом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кас сационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит ос нований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации пришел к обоснованному выводу о том, что Мини стерство образования РФ в пределах предоставленных ему полномочий при няло Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работ ников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Так, в соответствии с пунктом 12 ст.28 Федерального закона «Об обра зовании» к ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием, в частности, относится установление порядка аттестации педагогических работников го сударственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием.
Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государст венную политику, осуществляющим управление и координирующим в уста новленном порядке деятельность других федеральных органов исполнитель ной власти в области образования является Министерство образования Рос сийской Федерации.
В силу пункта 44 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Фе дерации от 24 марта 2000 г. № 258, Министерство образования Российской Федерации устанавливает порядок аттестации руководящих и педагогиче ских работников государственных и муниципальных образовательных учре- ждений и работников органов управления образованием, а также образова тельные цензы для педагогических работников.
При этом суд первой инстанции правомерно указал в своем решении на то, что Министерство образования РФ вправе было закрепить в Положении норму о том, что квалификационные категории педагогическим и руководя щим работникам присваиваются сроком на пять лет, поскольку установление срока действия имеющейся квалификационной категории является составной частью установления «порядка аттестации руководящих и педагогических работников», а также учитывая то, что Федеральный закон «Об образовании» и нормативные акты Правительства РФ не содержат положений о бессрочном действии полученной педагогическим работником по результатам аттестации квалификационной категории.
При таких обстоятельствах довод в кассационной жалобе о противоре чии оспоренного пункта Положения ч.Ш ст.55 Конституции РФ несостояте лен.
Нельзя согласиться и с утверждением заявителя о том, что оспоренная норма акта предопределяет снижение квалификационной категории педаго гических работников, у которых истек пятилетний срок со дня присвоения им имеющихся категорий.
Во-первых, ни оспоренный заявителем п. 1.6 Положения, ни какие иные пункты Положения не содержат предписаний о таком снижении квалифика ционной категории работникам в случае непрохождения ими аттестаций в течение 5 лет после присвоения категории.
Во-вторых, в случае необоснованного снижения квалификационной ка тегории педагогический работник не лишен возможности обратиться в соот ветствующий суд с требованием о восстановлении нарушенного права в свя зи с таким изменением категории, влекущей уменьшение оплаты труда (в кассационной жалобе Смирнов Н.М. правильно утверждает, что вопрос о снижении ему разряда с 14 на 12 подсуден (в жалобе ошибочно указано на подведомственность) нижестоящему суду и не может являться предметом разбирательства в Верховном Суде Российской Федерации).
Кроме того, как следует из справки профессионального лицея № 41 (л.д.24) 14 разряд Смирнову Н.М. был установлен автоматически в соответ ствии с нормативным актом администрации Нижегородской области.
С учетом изложенных обстоятельств необоснованным является и ут верждение в кассационной жалобе о неправильном определении юридически значимых обстоятельств дела, а также и утверждение о том, что заинтересо ванное лицо документально не доказало соответствие п. 1.6 Положения тре бованиям закона и актам Правительства РФ (как имеющим более высокую юридическую силу).
По указанным мотивам кассационная жалоба не подлежит удовлетво рению.
Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховно го Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Смирнова Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий А.И.Федин Члены коллегии М .Н .Лаврентьева А.Я.Петроченков КОПИЯ Верна*. Зав.секретариатом Кас.коллегии Верховного Суда РФ опова Ю.В.
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |