Источник информации: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
Текст документа на текущей странице сайта публикуется на основании источника и представляется "как есть".
Если вы обнаружили персональные данные в представленном на текущей странице сайта тексте документа, пожалуйста, сообщите нам об этом:
1) по электронной почте (support@судебнаяпрактика.рф)
2) или нажав на кнопку
Персональные данные, содержащиеся на текущей странице сайта, будут обезличены незамедлительно.
Дело № 58-Г02-6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В. П., судей Горохова Б. А., Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 12 февраля 2002 г. по кассационной жалобе администрации Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2001 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о призна нии недействительным пункта 2.2 постановления главы администрации Хаба ровского края от 3 мая 2000 года № 150 «О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвали дов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края» и отдельных положений утверждённого этим постановлением «Порядка реализа ции федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хаба ровского края».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохо ва- Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федера ции Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
УСТАНОВИЛА:
прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании недей ствительным пункта 2.2 постановления главы администрации Хабаровского края от 3 мая 2000 года №150 «О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, мало обеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края» и отдельных положений утверждённого им «Порядка реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, мало обеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края», ссылаясь на то, ряд норм обжалуемого нормативного правового акта противоречат феде ральному законодательству и нарушают права граждан.
Решением Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2002 г. заявление прокурора было удовлетворено.
В кассационной жалобе администрации Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материально го права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
Пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Судом установлено, что главой администрации Хабаровского края изда но постановление от 03.05.2000г. №150 «О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвали дов и малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края», пунктом 2.2 которого установлена норма об обеспечении финансирования рас ходов на мероприятия социальной защиты из бюджетов муниципальных обра зований.
Пункты 1.1.2, 1.1.5, 1.1.9, 1.2.3,1.2.4, 1.2.6, 1.2.10, 1.2.12, 1.3.3, 1.3.5-1.3.7, 3.1.13, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 Порядка содержат перечень категорий граждан, кото рым льготы предоставляются в соответствии с законом Хабаровского края от 27.12.00 года № 281 «О краевой целевой программе «Социальная защита по жилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других кате горий граждан на 2001-2003 годы». Отдельные категории граждан, указанные в этих пунктах, и предоставляемые им льготы являются дополнительными, не предусмотренные федеральным законодательством.
Указанными нормами в качестве источников финансирования льгот краевого уровня определены бюджеты муниципальных образований.
Пунктами 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.7 Порядка также предусмотрено финансирование из местных бюджетов льгот, определенных краевой целевой программой.
Пунктами 1.2.19, 1.2.20, 3.1.0, 3.3.1, 3.3.2,3.3.3, 3.3.4 Порядка установле но, что краевые льготы, должны оплачиваться из Пенсионного фонда РФ, а пункты 1.1.8, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.4 определяют, что Хабаровское региональное от деление Фонда социального страхования оплачивает льготы краевого уровня.
Пунктами 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6. 1.2.7, 1.2.12, 1.3.5-1.3.7 Порядка предусмотрено, что выпадающие доходы предприятий компенсируются за счет средств бюджетов муниципальных образований городов и районов края.
Вывод суда о том, что обжалованные прокурором нормы Порядка в час ти указания категорий граждан, которым льготы предоставлены в соответствии с краевым законодательством, и определение источника финансирования льгот из бюджетов муниципальных образований, Пенсионного фонда РФ, Хабаров ского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и его и исполнительных органов приняты в нарушение действующего федерального законодательства, является правильным.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федера ции, статьей 77 Бюджетного кодекса Хабаровского края реализация регио нальных целевых программ и компенсация дополнительных расходов, воз никших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных рас ходов или уменьшению доходов местных бюджетов, финансируется исключи тельно из бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьёй 130 Бюджетного кодекса РФ, установлено, что отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные ст. 86 Кодекса, могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации ме стным бюджетам только путем включения соответствующих норм в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
Статьёй 29 закона Хабаровского края от 27.12.00 года № 287 «О бюд жетной системе Хабаровского края на 2001 год» предусмотрена передача средств в бюджеты муниципальных образований только для реализации феде ральных законов.
Передача денежных средств в бюджеты муниципальных образований для финансирования льгот, предусмотренных краевой целевой Программой, ука занным краевым законом не предусмотрена.
Правильной является и ссылка суда на ст. 36 Федерального закона от 28.08.95 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного само управления в Российской Федерации», устанавливающую, что органы местно го самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюд жетов. Ст. 87 Бюджетного кодекса РФ и ст. 78 Бюджетного кодекса Хабаров ского края установлено, что из средств местных бюджетов финансируются только местные целевые программы.
Доводы администрации края о том, что обжалуемое постановление изда но в соответствии с законом Хабаровского края от 27.12.2000 г. № 281 «О краевой целевой программе «Социальная защита пожилых граждан, инвали дов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001- 2003 годы», судом обсуждались и правильно признаны неубедительными, по скольку обжалуемое постановление противоречит нормам Конституции Рос сийской Федерации и федеральному законодательству.
На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная колле гия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Хабаровского краевого суда от 20 декабря 200' г. оставить без изме нения, кассационную жалобу администрации Хабаровского края - без удовле творения.
/) 1 I !
Тип акта | |
Категория дела | |
Инстанция |
|
Суд |
|
Судьи |
|
Требования |
|
Результат | Результат не указан |
Статьи |